Основной постулат либеральной экономики – Рынок может всё. Именно так: Рынок с большой буквы, как имя некоего всемогущего волшебника. Все проблемы социализма (дефицит товаров, отставание в производительности труда) связаны именно с тем, что государство не давало Рынку самому решить эти проблемы. Придёт Рынок, и всё само собой наладится. Так убеждали нас наши либеральные реформаторы. О том, как же действует Рынок, и в чём отличие рыночной экономики от плановой, — в статье члена Партии Великое Отечество Валерия Гаврилина.
«Механизмы Рынка очень простые. Предпринимателями движет жажда наживы, но, стремясь заработать как можно больше денег, они налаживают производство и торговлю, обеспечивают население работой, товарами и услугами. Рынок – саморегулирующийся организм. Если у потребителей появляется необходимость купить какой-то товар, спрос на этот товар повышается. Его не хватает на всех желающих. Продавцы тут же поднимают на этот товар цену. Разница между себестоимостью товара и его ценой становится очень значительной. То есть его производство становится гораздо выгоднее производства другого товара. Жадные предприниматели тут же вкладывают деньги в увеличении производства этого товара, норовя сорвать куш. Производство товара начинает расти. Другой вариант – торговцы увеличивают импорт этого товара. Наконец, рынок насыщается. Затем предложение товара начинает превышать спрос. Конкуренция заставляет продавцов уменьшать цену, чтобы привлечь покупателя к себе. В конце концов, наступает равновесие: товара хватает на всех, цена его остаётся привлекательной как для продавца (производство остаётся рентабельным), так и для покупателя. Производитель, чтобы сохранить прибыльность своего бизнеса вынужден постоянно увеличивать привлекательность своего товара. Или за счёт цены (повышая производительность труда, тем самым уменьшая себестоимость товара) или за счёт качества (применяя новые технологии, производитель улучшает качество товара, не повышая на него цену). Всё это подстёгивает развитие науки, заставляет применять новаторские идеи и новые, более прогрессивные технологии. Покупатель голосует кошельком: он выбирает лучшие товары, тем самым поощряя передовых предпринимателей и заставляя разоряться менее прогрессивных, которые не выдерживают конкуренции.
Без всякого планирования, используя только естественное желание предпринимателей получать максимальную прибыль, Рынок творит чудеса: налаживает производство необходимых товаров, уменьшает на них цену, улучшает качество. Рынок – это естественный путь развитие производственных отношений. Больше Рынка, меньше государственного регулирования – и экономика начинает развиваться гигантскими темпами!
Вот, если кратко, постулаты либеральных экономистов. И действительно, на первый взгляд всё кажется логичным. Большая ложь не воспринимается ложью, если является полуправдой.
Все мы в школе изучали физику. Все мы знаем, что температурой кипения воды является 100 градусов по шкале Цельсия. На самом деле данное утверждение является неверным. Правильным будет следующее: температурой кипения воды является 100 градусов по шкале Цельсия при нормальных условиях. Казалось бы – пустяк, забыли всего три слова. Но эти три слова делают правильное утверждение ложным. Совершенно верно, при атмосферном давлении температурой кипения воды является 100 градусов. Но на горе Эверест, где давление ниже, вода закипает при 69 градусах. А в скороварке, где давление выше, температура кипения достигает 120 градусов, что, кстати, позволяет в несколько раз быстрее готовить продукты. Существует физическое уравнение, описывающее изменение температуры кипения жидкости в зависимости от давления. Кроме того, в сверхчистых веществах некоторых органических веществ реальные значения температуры кипения могут существенно отличаться от табличных.
Точно так же либеральные постулаты работают только при определённых условиях. В реальной жизни Рынок может вести себя совсем не так, как обещали нам либеральные реформаторы. Итоги либеральных реформ (коллапс экономики, резкий спад производства) были совершенно закономерными.
Чтобы понять, причины «неправильного» (с точки зрения либералов) поведения Рынка, надо внимательно проанализировать его механизмы, понять, при каких условиях Рынок работает «правильно», согласно теории. Начнём по порядку.
- Цель предпринимателя – заработать деньги как можно быстрее и как можно в большем количестве.
Никаких благородных целей (развитие производства в стране, подъём экономики, обеспечение граждан необходимыми товарами и услугами) он перед собой не ставит. Всё это может быть только следствием его деятельности, если только предприниматель не найдёт более быстрые и простые способы своего обогащения. Предприниматель – не меценат, он не благодетель. А если он романтик, он уже не предприниматель. Вспомним классическое изречение Т.Даннинга, что «нет такого преступления, на который бы не пошел капитал ради 300 процентов прибыли». Если преступление, приносящее многократную прибыль, можно совершать совершенно безнаказанно (несовершенные законы, возможность откупиться от надзирающих и правоохранительных органов), то оно будет совершаться массово. При этом, естественно, «честный» бизнес, с его жалкими крохами прибыли, будет невостребованным. Каждый выбирает для себя сам, чем, например, торговать, укропом или коноплёй, но строго по законам классической экономики основные средства капитал будет вкладывать (коль государство это позволяет) не в легальный бизнес, а в преступный, если это очень выгодно. Совершенно закономерно, что бизнес будет заниматься валютными спекуляциями при неустойчивой национальной валюте, а не вкладывать в производство, в реальный сектор экономики. Понятно, что бизнес будет строить банки и торговые центры, а не фабрики и заводы, если это в существующих условиях гораздо прибыльнее.
Заставить капитал умерить свои аппетиты может только высокий риск потери предпринимателем не только свободы, но и своих вложений. Для того чтобы предприниматель начал по канонам рыночной экономики развивать производство, необходимо создать такие условия, чтобы это было выгоднее, чем нелегальный или не совсем легальный бизнес. Другими словами, государство своей политикой и своими институтами должно направлять предпринимательство действовать в том направлении, в котором заинтересовано само государство. И наоборот, сдерживать общественно вредный бизнес. Если государство разрешает работорговлю, не препятствует проституции, то капитал устремится именно туда.
В развитых капиталистических странах государство через госзаказы и дотирование развивает те направления экономики, которые являются для него важными. Например, сельское хозяйство без государственной поддержки является убыточным производством.
В Германии предприниматель не может по своему желанию построить новый магазин. Существуют квоты. Если в данном городе мэрией запланировано иметь 9 супермаркетов, то десятый уже не открыть. Надо или купить существующий магазин, или ждать, что какой-то из них будет за что-то закрыт решением городских властей.
- Конечный итог конкурентной борьбы – монополизация рынка.
Предприниматель вовсе не жаждет конкурентной борьбы. Напротив, он старается её всеми возможными способами избежать, убрать конкурентов. Иногда – физически. В крайнем случае – вступить с ними в ценовой сговор. Монопольное положение на рынке позволяет диктовать цену на свой товар, то есть довести прибыль до максимума. А поскольку именно в этом заключается цель предпринимателя, одним из способов её достижения является уничтожение конкуренции.
Классическая конкурентная борьба наблюдается на первоначальных этапах формирования рынка нового товара, когда товар ещё в дефиците, и спрос опережает предложение. Здесь конкурентами могут быть совершенно разные фирмы, с разными возможностями и разного размера. Но когда потребительский рынок нового товара уже сформирован и поделен между продавцами, выйти на него новой небольшой фирме со своим товаром практически невозможно. Чтобы завоевать своё место под солнцем, надо иметь солидный начальный капитал.
Старожилы устоявшегося рынка новых конкурентов стараются не допустить, а между собой договариваются. Обычно одна фирма поглощает другую, или они объединяются. Уменьшение количества игроков на одном потребительском рынке – процесс закономерный. Наблюдается он во всех без исключения отраслях.
Именно поэтому во всех промышленно развитых капиталистических странах действует очень жёсткое антимонопольное законодательство, которое сдерживает естественный процесс монополизации рынков.
- В конкуренции побеждает не предприниматель с самым технологичным производством, а тот, кто лучше приспособлен к данным условиям.
Свободный Рынок – как джунгли: выживает сильнейший. А сильнейшим оказывается тот, у кого изначально имеются преимущества. Совсем как у Дарвина: борьбу за существование выигрывают не самые высокоорганизованные организмы, а самые приспособленные к существующим условиям. Ведь сейчас очень неплохо себя чувствуют организмы, очень примитивно устроенные (бактерии, вирусы), выжили организмы-паразиты, у которых многие органы редуцированы. С другой стороны, вымерли или были уничтожены человеком многие виды высших животных, стоящих наверху эволюционной лестницы.
У кого больше преимуществ: у предпринимателя, обладающего новейшими технологиями, или у предпринимателя, имеющего сильнейший административный ресурс? В идеальных условиях, когда главенствует Закон и Право, преимущество у предпринимателя-новатора. В реальных же условиях лёгкую победу одержит тот, кто знает, кому и какую дать взятку за разрешение на строительство, как уйти от налогов, у кого прикормлена местная полиция и имеются связи в государственных структурах. В мутной воде побеждает самый беспринципный, не боящийся нарушить закон и умеющий это делать безнаказанно.
Честный предприниматель с самыми лучшими технологиями, с величайшими показателями производительности труда и непревзойдённым по качеству товаром в таких условиях никаких шансов не имеет. Его, казалось бы, очевидные преимущества, в данном случае не работают.
Без эффективного и сильного государства конкурентная борьба никаких позитивных результатов не приносит.
- Покупатель при выборе товара руководствуется только той информацией, которой обладает.
Формула «покупатель голосует кошельком» является верной. Производитель, не сумев сбыть свой товар, разоряется. Но чем именно голосует покупатель: сердцем или разумом? Если покупатель имеет полную и достоверную информацию о товарах, он выбирает тот, который имеет лучшую цену и качество. Что в реальности?
Когда рынок между производителями уже поделён, все бренды известны, их количество невелико, потребители могут разобраться в качестве всех предлагаемых марок. Кстати, выбрав одну (или несколько), покупатель практически перестаёт обращать внимание на нового производителя, если только цена у него не будет значительно ниже, чем у конкурентов. Именно поэтому так трудно новичку пробиться на устоявшийся рынок. Первоначально необходимо занижать цену, балансируя на грани себестоимости товара, а то и демпингуя.
Но в большинстве случаев торговых марок одного и того же товара очень много, фирмы-производители покупателю неизвестны. Представим на магазинной полке 5 десятков рыбных консервов разных фирм, разного размера и разной цены. В этом случае покупатель выбирает исходя не из качества товара, а по впечатлению от его этикетки, красоте названия или по цене.
Многие вещи покупаются нерегулярно, и потребитель уже забывает, какой фирмы товар он последний раз приобретал. Может кто-то и ведёт записи в своём дневнике, какой товар, какой фирмы, какого качества оказался, но большинство людей этим не занимается.
Таким образом, личный опыт потребителя работает не всегда. Есть ещё возможность найти способ получить информацию о товаре через знакомых, по сети Интернет. Но такая информация очень субъективна. Объективной могла бы быть информация от самого производителя. Однако реклама товаров преследует цель не дать объективную информацию о товаре, а заставить потребителя приобрести его, апеллируя к эмоциям и инстинктам.
Когда производитель или продавец будет давать достоверную информацию о своём товаре? Только тогда, когда его поставят в такие условия, что поступить по-другому он не сможет.
Другими словами, когда государство возлагает на производителя ответственность за недостоверную рекламу или отсутствие важных сведений в описании продукта.
Чтобы голосование рублём со стороны покупателя было бы для производителя мощным стимулом добиваться улучшения качества своей продукции, в стране должно эффективно работать законодательство по защите прав потребителя. Не только быть приняты соответствующие законы, но и работать механизмы, контролирующие их исполнение.
- Рыночная экономика построена на принципе перепроизводства товаров.
Либеральные экономисты не скрывают, что единственным саморегулирующим механизмом производства в условиях Рынка является зависимость предложения товара от его спроса. Недостаток товара заставляет производителя увеличить его производство, пока спрос не будет с лихвой удовлетворен. А это означает, что предложение уже начинает превышать спрос. Именно перенасыщенность рынка заставляет производителя искать возможность снизить себестоимость продукции. Одним из способов для достижения этой цели является повышение производительности труда, что для либералов является залогом высокой эффективности рыночной экономики. Избыточность товара – основное свойство Рынка, его главный принцип.
Однако либеральные экономисты стараются не заострять внимания на судьбе той части товара, которая оказывается никому не нужной. А действительно, что с избытком товара происходит?
Уценка и распродажи лишь частично решают проблему. Даже по очень привлекательной цене потребитель перестаёт покупать товар, который ему не нужен.
Если товар может храниться, его производство резко уменьшают или даже на какое-то время прекращают, чтобы избыток постепенно распродался. Если товар имеет небольшой срок хранения, он утилизируется: уничтожается или используется в качестве сырья на другие цели по бросовой цене (ниже себестоимости). Например, апельсины давятся тракторами, молоко выливается прямо на землю, деликатесы скармливаются свиньям. Случаи массового уничтожения перепроизведённой продукции происходят регулярно. Возникает вопрос, насколько эффективной можно считать такую модель экономики, если результат труда сотен и тысяч производителей в прямом смысле приходится зарывать в землю? Впрочем, сравнение эффективности производственной деятельности частного владельца предприятия (рыночная экономика) и государства (плановая экономика) – отдельный разговор. Здесь я хочу подчеркнуть, что издержки Рынка заложены самими его механизмами, они неизбежны, если только не вносить в свободу Рынка ограничения.
В развитых капиталистических странах государство очень жёстко регулирует сельское хозяйство. Производство на фермах квотируется. Свободного рынка в представлении наших либералов (когда производитель сам определяет, какого и сколько товара ему производить) в этой отрасли давно уже не существует. Есть план, сколько продукции на своей ферме фермер может произвести. Выпуск сверхплановой продукции не награждается присвоением звания «Ударник капиталистического труда», а карается штрафами.
Подводя итоги, необходимо отметить, что наши либеральные экономисты, формируя миф о волшебной силе Рынка, не могли не знать об отмеченных мной выше особенностях рыночной экономики. В качестве идеальной модели экономики нам предложили модель «свободного» Рынка, в которой регулирующая роль государства практически отсутствует. Мало того, что нигде в мире такая модель не существует, она просто не может работать. Претворение в жизнь полностью оторванных от реальности теоретических изысканий отечественных либеральных экономистов не могло не привести к коллапсу нашей экономики. Что это было: глупость или предательство?»
Валерий Гаврилин.