О воспитании патриотизма в российских ВУЗах

Продолжаем серию публикаций о патриотическим воспитании современной молодёжи. На этот раз своим взглядом на эту проблему поделилась руководитель Алтайского отделения фракции Партии Великое Отечество «За семью!» доцент, к.и.н. Татьяна Соболева. Предлагаем вашему вниманию статью нашей коллеги.

О воспитании патриотизма в российских ВУЗах

«В связи с очевидным прогрессом политики капитализма и утратой духовных основ бытия, педагоги и общественные деятели России обеспокоились вопросами патриотического воспитания соотечественников. В 2012 году президент России В.В. Путин заявил, что патриотично настроенных людей очень много, но системно патриотическим воспитанием никто не занимается. В том же году глава государства подписал указ о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания. В составе администрации президента было создано управление по общественным проектам, призванное отвечать за развитие патриотического воспитания и укрепление духовно-нравственных основ общества.

В 2000-е годы в субъектах Российской Федерации появились региональные долгосрочные программы и концепции по патриотическому воспитанию молодёжи. В ряде российских ВУЗов были разработаны комплексные планы работы по патриотическому воспитанию обучающихся. В 2014 году утверждён документ «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.11.2014 года № 2403-р, в котором одной из приоритетных задач является разработка и внедрение просветительских программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвящённых пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны. Таким образом, за последнее десятилетие создана документальная база по патриотическому воспитанию граждан.

Вместе с тем, проблемы патриотического воспитания в современных вузах всё ещё остаются .

Во-первых, кураторами групп являются преподаватели в возрасте 25-40 лет, которые сами воспитывались в 1990-е годы после распада Советского союза. Данной возрастной группе в рамках государственной политики не был передан опыт воспитания любви к Родине. В это время стал господствовать рынок и пропаганда потребительства. Возникает вопрос, как может прививать любовь к Родине куратор вышеуказанного возраста, который в эпоху социально-экономических перемен не был пропитан духом патриотизма?

За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе, но при его уничтожении в 3-4 поколении умирает. Смена идеологии способствовала утрате традиций воспитательной работы в школах и ВУЗах, а создавшийся вакуум достаточно быстро заполнился социальной апатией, бездуховностью, деформацией жизненных ориентиров.

Во-вторых, закреплённые в ВУЗовских планах работы мероприятия по патриотическому воспитанию, остаются на бумаге. Это связано с тем, что со стороны руководителей отдельных учебных заведений отсутствует целенаправленная политика по патриотическому воспитанию обучающихся. Информационные доски для студентов часто перенасыщены рекламками с торговыми акциями, вместо листовок и плакатов о героях нашего региона и страны, о достижениях нашей Родины, а главное — о духовно-нравственных ценностях. Единично участие студентов на мероприятиях, посвящённых Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню пожилого человека. Единична инициатива кураторов по проведению кураторских часов на патриотическую тематику.

В-третьих, со стороны молодёжи прогрессирует стремление к материальному. Так, один из студентов в своём эссе задался вопросом «Почему я должен защищать Родину, если  Родина мне не дала жильё, условия для саморазвития, всё стало платным и недоступным для молодёжи?». В настоящее время активно навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения к старшим и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям. Мы научили современную молодёжь секретам лидерства и успеха обогащения, предпринимательству и изворотливости, но не научили прощать, уважать старших, жертвовать собой, быть Настоящим Человеком. Необходимо объяснить современной молодёжи, что Настоящий Человек оценивается степенью духовно-личностного роста, а не количеством материальных благ».

Руководитель Алтайского отделения фракции ПВО «За семью!»

Татьяна Соболева

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp