Кризис затянулся. Даже официальная статистика вынуждена признать, что за последние год-полтора реальные доходы населения существенно снизились. А цены растут. Опять подскочили тарифы на коммунальные услуги. Они вытряхивают из нашего кошелька и без того оскудевшие поступления. Как быть? На чём сэкономить? А всё ли здесь так прозрачно, как нам кажется? Эти и ряд других вопросов мы адресовали ревизору Вологодского регионального отделения Партии Великое Отечество Валерию Дементьеву.
Ревизор Вологодского регионального отделения Партии Великое Отечество Валерий Валентинович Дементьев
— Валерий Валентинович, как известно, Вы председатель совета дома по Советскому проспекту 72. У Вас наработан некий опыт по пресечению ценовой вакханалии.
— Да, долгое время дом был практически мёртвым. Жильцов волновал вопрос завышенных сумм по оплате коммунальных услуг, но никто не решался взяться за решение проблем, связанных с управляющей компанией, обслуживающей наш дом. Меня также не устраивали суммы в квитанциях. В конечном итоге моё терпение лопнуло — решил собрать общее собрание жильцов многоквартирного дома. За 15 дней на каждый подъезд было развешено уведомление с датой проведения собрания. На общедомовом собрании выбрали меня председателем и сформировали совет дома.
— С чего начали?
— Одной из основных задач для меня как председателя совета дома стало снижение расходов на услуги ЖКХ. Это суммы за отопление, за горячее водоснабжение и общедомовую электроэнергию. Все вопросы начали решать сообща: встречаться, обсуждать, искать пути выхода. Как это ни парадоксально звучит, зачастую управляющие компании пользуются нашей безграмотностью. Знаю это по личному опыту председателя дома.
— Львиная доля затрат в платежках – отопление.
— Безусловно. В связи с бесконтрольностью, управляющая компания выставляла счета за услугу по отоплению, не вычитая из площади квартиры – балкон. На основании пункта 5 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ от 29.12.2004 года №188-ФЗ балкон или лоджия не входит в отапливаемую площадь. Таким образом, если у Вас в квитанции по оплате за коммунальные услуги расчёт произведён с учётом площади балкона, значит, нарушен Закон. В этом случае вы имеете полное право обратиться с жалобой на управляющую компанию в Жилищную Инспекцию Вологодской области (или жилинспекцию в вашем регионе), поскольку она является надзорным органом за деятельностью управляющих компаний. По перерасчёту услуги за отопление обратиться следует в управляющую компанию.
— Как правило, масса нареканий со стороны жильцов на горячее водоснабжение. Здесь большой простор для выкачивания дополнительных денег.
— Согласен. В квитанции за предоставление коммунальных услуг была начислена завышенная сумма за горячую воду. Выяснилось, что управляющая компания, не уведомив жильцов дома, отрегулировала автоматику на горячее водоснабжение в подвале так, что при открытии крана с горячей водой – вода была не горячая, а теплая. Поэтому жильцы дома на 95% пользуются краном горячей воды и только на 5% холодным, что привело к большому потреблению кубометров горячей воды и увеличению платы по данной услуге. В Вологде тариф на горячую воду – 119,56 руб., а на холодную 29,97 руб.
— Что в таком случае следует делать?
— Если у вас возникла такая ситуация, необходимо измерить температуру горячей воды в течение 3 минут специальным прибором, желательно в присутствии представителя управляющей компании, составить акт в двух экземплярах и обратиться в управляющую компанию за перерасчетом. Требования СанПиН 2.1.42496-09 гласят: температура в многоквартирном доме должна быть от 60 градусов Цельсия до 75 градусов (отклонение в дневное время 3 градуса допустимо). Если ваша температура не превышает 40 градусов, вы вправе потребовать с управляющей компании перерасчёт по тарифу холодной воды. В любом случае, если температура горячей воды менее 60 градусов и управляющая компания не предпринимает никаких действий в отношении устранения данного нарушения, то необходимо писать жалобу в Жилищную Инспекцию Вологодской области (или жилинспекцию в вашем регионе).
— Можно ли сэкономить на электроэнергии?
— Безусловно. Как снизить расходы на электроэнергию? Первое. Совет дома принял решение о замене на площадках простых фонарей на светодиодные с датчиком включения и выключения. Преимущество данного освещения заключается в том, что лампа не горит постоянно, а только загорается при появлении шума и звуков, и гаснет, когда они исчезают, существенно снижая потребление электроэнергии. Второе. Каждый месяц 24 числа стали снимать показания счётчиков. И наконец — в каждом подъезде был выбран ответственный за снятие показаний по электроэнергии и передаче их в Энергосбытовую компанию.
— Все эти меры дали какие-то результаты?
— На третьем месяце коллективной работы стала прослеживаться тенденция. Оказалось, что в пяти квартирах показания стояли на одном месте. Выяснилось, что жильцы не платят за электроэнергию, а энергосбытовая компания раскидывает их потребляемую электроэнергию на всех жильцов. Написал заявление в энергосбытовую компанию с просьбой проверить приборы учёта электроэнергии в этих квартирах, а также магазин «Цветы».
— А при чем тут магазин «Цветы»?
— Ровно через месяц была проведена проверка этих пяти квартир. Присутствовали представители энергосбытовой и управляющей компаний и совета дома. Хозяевам квартир было выдано уведомление об установлении исправных приборов учёта. Проверка также выявила, что на входе в магазин «Цветы», в тамбуре, 5 светильников были подключены к общедомовому счетчику электроэнергии в обход своего собственного. Данное нарушение было зафиксировано, и в течение месяца директор магазина устранил незаконное подключение к счётчику электроэнергии. В конечном итоге расходы на общедомовые нужды снизили на 50%(!!!). Считаю это хорошим результатом за столь короткий промежуток времени.
Беседу вел сторонник ПВО, член Союза журналистов России Владимир Ниткин.