В конце прошлого месяца в Алтайском отделении Партии Великое Отечество состоялось очередное заседание дискуссионного политклуба. На этот раз темой обсуждения стали проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Выбор темы вызван большим количеством претензий к управляющим компаниям со стороны жителей города. В свете предстоящей предвыборной кампании эта тема носит особенно острый характер. В качестве эксперта выступил директор ООО «Управляющая компания ЖЭУ № 6 города Барнаула», член ПВО Царенко Максим Юрьевич. Его выступление вызвало большой интерес у собравшихся и спровоцировало продолжительную горячую дискуссию. Предлагаем вашему вниманию главные тезисы, прозвучавшие на политклубе.
«В советское время жилые дома строились и обслуживались различными предприятиями, такими как Шинный, Котельный завод, Меланжевый комбинат и т.д. На каждом предприятии существовал амортизационный и ремонтный фонды, которые накапливали денежные средства на капитальный и текущий ремонт зданий в виде отчисления ежегодного процента от выручки предприятия. Компании копили деньги десятилетиями за счёт амортизационных отчислений, которые закладывали в себестоимость продаваемой продукции. Получалось, что гражданин, покупая, например, телевизор (российского производства), вносил частичку средств в фонд капитального ремонта здания, находящегося на балансе данного предприятия. В 90-х годах эта система была сломана, а связка «предприятие — жилой фонд» разрушена.
В начале 90-х, в результате приватизации жилья, каждый, став собственником, теперь должен был сам обеспечивать его надлежащее техническое состояние. Многие жители этого пока не понимают и надеются, что их жильё кто-то должен ремонтировать со стороны.
В связи с данными изменениями, в течение 15 лет жилой фонд и городская инфраструктура практически никак не ремонтировались. К середине «нулевых» участились случаи аварий, и ситуация грозила выйти из-под контроля. Тогда капитальный ремонт зданий пришлось производить по специальному закону от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» из средств федерального бюджета.
В функции управляющих компаний входит контроль и поддержание состояния зданий и инженерного оборудования в надлежащем техническом состоянии в целях обеспечения безопасного проживания. В отличие от индивидуальных жилых домов, многоквартирные жилые дома являются сложными техническими объектами, для обслуживания которых требуются специальные инженерные познания и системный подход, которые сами жильцы дома не могут себе обеспечить на должном уровне.
На данный момент, денежные средства от жильцов УК получает по строке «Содержание и текущий ремонт жилья» по тарифу 8 руб. за 1 м2 общей площади квартиры ежемесячно. По статье «Капитальный ремонт» в целях постепенного накопления с 2015 года деньги поступают не в управляющую компанию, а в специальный фонд банка ВТБ. Размер денежных средств на капитальный ремонт определяется из расчёта 4,5 руб. с 1 м2 общей площади квартиры (ежемесячно). Это вызвано тем, что ТСЖ или УК, собирая деньги с жильцов, в принципе не могут быстро накопить большие средства на капитальный ремонт. Для этого требуется большой срок (10-15 лет), при том, что средний «срок жизни» управляющей компании составляет 3 года, после которого, как показывает практика, происходит процедура банкротства. С учётом современной финансовой нестабильности, накопление для небольшой компании становится практически невыполнимой задачей. Специальный фонд банка ВТБ призван гарантировать сохранность денежных средств, поскольку 51% активов банка принадлежит государству.
Одной из главных, но ошибочных претензий жителей к управляющим компаниям являются высокие тарифы на услуги ЖКХ. На самом деле, размер тарифов зависит не от УК и ТСЖ, а от энергопоставщиков. Из каких соображений и расчётов формируются их цены — неизвестно. Это всё равно что винить продуктовый магазин в высоких ценах на продукты, когда всем известно, что продукты в магазине не производятся. УК и ТСЖ являются посредниками между поставщиками энергии и жителями (потребителями). Тем не менее, это устойчивое заблуждение довольно распространено.
С другой стороны, большой проблемой для УК являются неплательщики. Злостные неплательщики делятся на два типа: те, кто действительно не может платить (из-за бедности) и те, кто не считают нужным это делать. Среди второй категории много людей состоятельных. Процедура же взыскания денег с должника процессуально пока слишком сложна.
Было отмечено, что одной из проблем жилищно-коммунальной отрасли является также высокая забюрокраченность всех уровней. Имеют место отдельные случаи намеренного банкротства компании с целью присвоения денег из фонда капитального ремонта. Руководители УК — такие же люди, как и все остальные, среди них есть честные граждане, которых большинство, но есть и непорядочные. Тем не менее, в отношении этих лиц заводятся уголовные дела, и они получают наказание. Создание специального фонда капремонта в банке ВТБ исключает соблазн и возможность руководителей УК им воспользоваться».
В заключении, Максим Юрьевич озвучил собственные конструктивные предложения по улучшению управления жилищно-коммунальным хозяйством и ответил на множество частных вопросов собравшихся.