ПВО знает, как предотвратить расхищение общенародной собственности

Комитет «Промышленники и предприниматели» при Центральном Комитете Партии Великое Отечество продолжает аналитическую работу по подготовке конкретных предложений и законодательных инициатив. На этот раз в отдел планирования и аналитики комитета поступил материал от действующего муниципального депутата ПВО из Пермского края – Александра Владимировича Дерендяева. В нем анализировалась проблема банкротства государственных и муниципальных унитарных предприятий как результата сознательной бесхозяйственности отдельных чиновников. Коллеги, совместно с Александром Владимировичем, детально проанализировали ситуацию и подготовили конкретные предложения по исправлению ситуации. Предлагаем материал вашему вниманию.

«Многих граждан приведет в ступор сама постановка вопроса: банкротство государственных и муниципальных предприятий как способ расхищения общенародной собственности. Тем не менее, проблема существует и требует решения.

Если схематично, то проблема выглядит так:

– С 2010 года в России до процедур банкротства доведены сотни муниципальных предприятий (МУПов). Многие из этих предприятий – из сферы ЖКХ, и это не случайно.

– Попав под банкротство, предприятия получают «независимых» конкурсных управляющих, официальная задача которых – рассчитаться с кредиторами предприятия. Но за несколько лет и даже месяцев «профессионального» управления предприятием-банкротом «правильный» управляющий не только распродает полностью все имущество предприятия, но при этом ещё и увеличивает (иногда многократно!) прежние долги перед кредиторами. Это не сказки, но фокусы, интересные сами по себе.

– Поскольку по итогам «антикризисных» мер конкурсных управляющих кредиторы предприятия так и остаются без сатисфакции (говоря русским языком, им никто долгов так и не отдаёт), то удивительно «изящным» ходом конкурсного управляющего на этом этапе является перевод долга предприятия через суд на муниципалитет в виде субсидиарной ответственности. Переведем для не юристов: все долги, в том числе, умноженные в результате «профессионального» управления, вешаются на баланс органов местного самоуправления, которые становятся резервным фондом оплаты долгов многострадального МУПа, неспособного самостоятельно рассчитаться с кредиторами.

– Получив по суду такой «подарок», исчисляемый в миллионах и десятках миллионов рублей, которые нужно погасить в качестве резервного ответчика, никакой муниципалитет фактически ничего не может сделать. Ведь бюджеты сформированы и утверждены, а использование бюджетных средств не «по плану» — это превышение полномочий и нецелевое расходование бюджета. Т.е. — уголовное дело в отношении глав муниципалитетов.

– Исполнение обязательств в обозначенные судом сроки для муниципалитета фактически невозможно, потому что нет незапланированных денег и им, собственно, неоткуда взяться. При этом неисполнение решения суда влечет за собой последний и просто убийственный ход конкурсных управляющих – долг муниципалитета продается на торгах. Всё равно кому и за сколько. В результате конкурсный управляющий может преспокойно идти на все четыре стороны, вместе с деньгами. А вот у муниципалитета реальные проблемы только начинаются.

Как правило, на торгах цена долга муниципалитета в три-пять раз ниже «номинала». Но даже за эту цену муниципалитет практически и технически не успевает его выкупить. Он обречен. Долг выкупит кто-то денежный, смелый и грамотный – и в полной мере предъявит его муниципалитету.

И этот «долг» будет постоянно и существенно расти за счет процентов, начисляемых муниципалитету, извините, за пользование «чужими» деньгами. Законность начисления процентов при этом признана всеми судами.

В дальнейшем муниципалитет будет с трудом, но планировать свои новые расходы, и долгие годы будет их гасить, гасить, гасить. И никого эта проблема, кроме самого муниципалитета, не волнует.

Если же муниципалитет таки не развернется в сторону кредитора, за дело возьмутся приставы, которые опишут и продадут имущество муниципалитета за бесценок, увеличив, тем самым размер общих потерь муниципалитета ещё в несколько раз.

А вот и примеры выкупа муниципального долга:

— В мае 2013 года выкуплен долг Горнозаводского муниципального района в размере 78 млн. рублей и всего за 18 млн. рублей. Сегодня общий долг района перед фирмой уже превысил 100 млн.  руб. Начальная сумма долга составляла всего 30 млн. руб.

— В марте 2016 года выкуплен долг Пашийского сельского поселения в размере 5,5 млн. рублей за 1,9 млн. рублей. Не прошло и недели после аукциона, как сумма предъявленного «кредитором» долга была увеличена им до 6,1 миллиона рублей.

На сайте МЭТС (Межрегиональная электронная торговая система) можно ознакомиться с множеством других подобных примеров. И это далеко не единственная и даже не главная электронная площадка по реализации имущества должников.

Что необходимо делать?

Банкротство — это юридическая процедура и уйти от нее невозможно. Разницы между государственными и частными предприятиями здесь нет. Однако эта процедура (банкротство) используется в целях хищений и злоупотреблений, как чиновников, так и предпринимателей. И с этими злоупотреблениями нужно бороться. Один из возможных способов захлопнуть эту «кормушку» — не давать муниципальным и государственным унитарным предприятиям создавать долги. Оговоримся, речь идет об искусственно создаваемых долгах, преследующих цель преднамеренного банкротства, и долгах, возникших вследствие хищений средств. Согласно подсчетам авторов, нечистые на руку управленцы могут беззастенчиво грабить предприятия в течение 6-10 месяцев, создавая общий невозвратный долг и как следствие банкротство.

Примерный механизм таков:

— МУП не платит исполнителю в течение 1-2 месяцев, прежде чем тот подаст в суд;

— иск в арбитраже находится ещё 1-1,5 месяца, пока рассмотрят;

— апелляция, на которую уходит 1,5-2 месяца от подачи до рассмотрения;

— кассация, на которую также уходит 1,5-2 месяца от подачи до рассмотрения.

И только спустя 8-10 месяцев решение вступит в силу. За этот срок можно распродать все активы, присвоить деньги и сбежать в теплые страны, с которыми нет договора об экстрадиции.

ПВО предлагает:

Чтобы не дать мошенникам и прочим «эффективным менеджерам» времени на обкрадывание государства, необходимо принять законодательные изменения. ПВО предлагает внести в договор по всем государственным и муниципальным контрактам следующий пункт:

«В случае несвоевременной оплаты по настоящему договору, если срок просрочки платежа превышает 10 (десять) рабочих дней от даты платежа установленной настоящим договором, Исполнитель обязан в течение 3 (трех) рабочих дней направить уведомление об этом в Прокуратуру (МО или региона) и управление финансов Администрации (МО или региона)».

Ожидаемый результат:

Данная мера лишит возможности нечистых на руку управленцев создавать т.н. длинные долги, потому как в первый же месяц к нему придут прокурорские и ревизоры из администрации, с вопросом «Где деньги, Зин?». Начнется проверка, которая выяснит: что это было: неэффективное управление или умышленное хищение? В первом случае — гнать такого «управленца» в шею, во втором – передавать дело в Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ОБЭП) МВД».

Поделитесь в соц.сетях

Поделиться в vk
ВКонтакте
Поделиться в facebook
Фейсбук
Поделиться в twitter
Твиттер
Поделиться в odnoklassniki
Одноклассники
Поделиться в telegram
Телеграм
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: