Реформа ФСС: нецелевое использование госсредств или коррупция?

Правительство РФ и Фонд социального страхования России ФСС (РФ) решили нас «облагодетельствовать» новой реформой системы социального страхования, которая затрагивает существующий порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству. Запуск пилотного проекта стартовал в 2011 году и поэтапно охватил Карачаево-Черкесскую республику, Нижегородскую, Астраханскую, Курганскую, Новгородскую, Новосибирскую, Самарскую, Белгородскую, Ростовскую, Брянскую, Калининградскую, Калужскую, Липецкую, Ульяновскую и Тамбовскую области. Прелести нововведений вкусили жители Хабаровского края, республик Татарстан и Крыма, а также города Севастополя. С первого июля 2016 года проект ФСС доберется и до Республики Мордовия. Калининградское отделение Партии Великое Отечество рассмотрело, во что выльется реформа социального страхования с точки зрения расчётчика и непосредственного получателя указанных средств. Предлагаем материал наших партийных товарищей вашему вниманию.

«Перейдем сразу к ожидаемым результатам и попробуем разобраться с теми изменениями, которые всех нас ждут на практике.

Ожидаемые результаты для застрахованных граждан:

— обеспечение правильности начисления пособий;

— отсутствие зависимости от работодателя по выплате пособий;

— самостоятельный выбор способа получения пособий (либо на банковский счет, либо почтовым переводом);

— сокращение конфликтных ситуаций с работодателем.

Что же изменится для работника на самом деле:

  • Совершенно не понятно, каким образом усиливается контроль ФСС за экспертизой начисления. Дело в том, что документы, послужившие основанием для начисления (больничные листки и приложения) крупными работодателями (25 и больше работников), сдавать для проверки не планируется. Как и прежде, проверке могут быть подвергнуты лишь выборочно по 2-3 листка от работодателя в квартал, а данные для выплаты будут передаваться при помощи специальных электронных реестров. В чем усиление, зачем подобные цели декларировать?
  • Прежде работник просто сдавал листок нетрудоспособности и ждал выплату, которая в соответствии с Трудовым кодексом РФ производилась вместе с зарплатой за месяц, либо вместе с авансом. Теперь, помимо представления листка, требуется написать заявление по установленной форме, в которое следует внести реквизиты банковского счета, который есть не у каждого, либо оформить почтовый перевод и (сюрприз-сюрприз) получить свое пособие за вычетом комиссии на его оформление.

Выбор между банковским и почтовым переводом прекрасен. Только как быть тем, кто получает зарплату в кассе? Или тем, у кого нет банковского счета? Или тем, у кого счет есть, но нет его реквизитов ввиду отсутствия необходимости их постоянного использования? Ответ один — бежать в банк: либо счет открывать, либо брать справку о реквизитах. «Упрощение» оформления на лицо…

  • Ранее справку 2-НДФЛ работник получал у работодателя. Отныне необходимо дополнительно идти в ФСС за справкой 2-НДФЛ по доходам, начисленным по листкам нетрудоспособности. Независимость она такая.
  • Сроки выплаты, скорее всего, вырастут, поскольку для бюрократа словосочетание «не более 10 дней», как правило, означает «не ранее 10-го дня». А теперь нужно учесть, что работодателю нужно время для производства начисления, заполнения электронного реестра, доставку его в ФСС и прочие необходимые действия.

Ожидаемые результаты для страхователей:

— освобождение от функций по расчету пособий.

Данный пункт интересен тем, что является абсолютным лукавством. При начислении пособия основная работа бухгалтера, занимающая порядка 90% временных затрат, — это вычисление среднедневного заработка, в то время как «расчет», который предполагается производить в ФСС, — это одно арифметическое действие: перемножение количества дней на среднедневной заработок, предоставленный работодателем. При этом работодатель, по-прежнему, начисляет и производит выплату пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня за свой счет, т.е. производит весь объем расчетов, но дополнительно производит заполнение и доставку электронного реестра в ФСС.

Вот и я не вижу: на каком этапе работа упростилась?

Ожидаемые результаты для Фонда социального страхования РФ:

— возможность контроля за всеми оплачиваемыми листками нетрудоспособности;

— переход на электронный листок нетрудоспособности;

— сокращение случаев страхового мошенничества;

— оптимизация расходов.

Любопытно, что на сайте приводится статистика по количеству оплаченных листков нетрудоспособности, их среднему размеру. Однако количество выявленных случаев страхового мошенничества не приводится. Были ли они выявлены вообще, не говорится ни слова. На своем опыте я не только не встречался с подобным, но даже не слышал о них. Аналогично ничего подобного не встречал никто из моих коллег.

Следует остановиться подробно на изменениях листка нетрудоспособности и его «электронности». Он действительно изменился: вырос до размера А4 с прежнего А5. Теперь его заполнение производится лишь на лицевой стороне (раньше заполнялся с обеих сторон), приобрел машиночитаемый штрих-код. Из существенных отличий — на этом всё. При этом в пользовании он приобрел ряд ограничений — таких как увеличенная форма и запрет на его сгибание, что делает обращение с ним не вполне удобным. Электронностью и не пахнет — это по-прежнему бумажный бланк строгой отчетности.

С вопросом об «усилении контроля» мы разобрались выше.

Механизм оптимизации расходов остается неясным. По-видимому, он очень секретный.

Ожидаемые результаты для медицинских учреждений:

— введение бланка листка нетрудоспособности, позволяющего компьютеризировать ряд процессов;

— сокращается время, которое тратилось на бумажную работу;

— переход на электронный листок нетрудоспособности;

— автоматизация работы по экспертизе временной нетрудоспособности.

Практически все пункты мы уже осветили выше, стоит отметить, что возможность засунуть листок в принтер и напечатать название медицинского учреждения — это значительная компьютеризация процессов.

В целом ожидаемый результат от реализации пилотного проекта:

— обеспечение эквивалентности страхового обеспечения страховым взносам;

— обеспечение гарантированных социальных выплат застрахованным гражданам;

— упрощение документооборота между Фондом социального страхования Российской Федерации, страхователями и медицинскими учреждениями.

Механизм обеспечения эквивалентности страхового обеспечения страховым взносам остается неясен. Упрощения документооборота невооруженным глазом особо не видно. Что же касается обеспечения гарантированных выплат, следует сказать следующее: много лет в России работает Федеральное агентство страхования вкладов (ФАС), которое прекрасно себя зарекомендовало: вклады физическим лицам выдаются вовремя и в установленных размерах, которые большинство граждан устраивают и при этом из года в год повышаются. Подобный механизм для выплаты пособий работникам организаций-банкротов всех бы устроил. Но ФСС зачем-то необходимо изобрести велосипед, и вместо перенесения работающей схемы фонд переделал систему целиком. В итоге явных плюсов от нее — кот наплакал, а минусов — хоть отбавляй. Если резюмировать культурно, то это не что иное, как нецелевое расходование бюджетных средств. Если емко и кратко: классическая коррупция».

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp