По сравнению с 2011 годом в 2013 году темпы роста ВВП РФ сократились в 2,7 раза, снизившись с 4,3% до 1,3. Заметьте, тогда ещё не было санкций, ещё не было снижения цен на нефть. А темпы роста экономики стремительно снизились, в разы. Сегодня этот процесс усугубляется: наиболее сильное снижение наблюдалось во втором квартале 2015 года (на 4,5%); во втором квартале 2016 года ВВП снизился на 0,6%. Член Партии Великое Отечество из Подмосковья, кандидат технических наук, директор строительной фирмы Владимир Анатольевич Алексеев предлагает разобраться в причинах этого «экономического чуда», тем более что внятного объяснения от «птенцов» из либеральной ВШЭ мы так и не услышали.
«Что же произошло в практике производственно-экономической деятельности в этот период, что могло так фатально обрушить ВВП нашей страны? А произошло вот что: с 2013 года был на полную мощность запущен механизм экономического удушения производства в РФ в виде изменения практики проведения аукционов, торгов и конкурсов при получении государственных заказов.
Следует отметить, что объем госзакупок в расходах бюджета составляет более 40%, а в ВВП РФ – около 10%.
До этого времени практика выполнения госзаказа была следующая (для пущей конкретности мы будем проводить свой анализ на примере строительных и ремонтных работ): победившее в конкурсе или аукционе предприятие получало 30% от стоимости контракта в виде аванса и приступало к работам. По мере выполнения этапов работ проводилась полная оплата этапа с одновременным удержанием соответствующей части аванса. Оплата последнего этапа работ закрывала финансовые обязательства сторон.
Новая практика не только отменяла авансирование работ, но и вводила так называемое «обеспечение контракта» в объеме до 30% стоимости контракта. Теперь не предприятие получит оборотные средства на начало и ведение работ от Заказчика-Государства, а Заказчик получит и «заморозит» на своем счете в банке средства предприятия до окончания выполнения госзаказа.
Таким способом резко тормозится оборот денежных средств в стране и к тому же возрастают финансовые циклы работ по госзаказам. Результат такой практики – резкое падение производства.
Однако у этих либеральных «цветочков» целый мешок ядовитых «ягодок», взрывающий изнутри реальный сектор Российской экономики.
Рассмотрим наиболее тяжелые последствия нанесённого по России экономического удара.
Во-первых, в среднем более 6 месяцев (первое полугодие) предприятия не могут приступить к выполнению государственных контрактов. Происходит это по следующим причинам. Только к концу I квартала определяются бюджеты по региональным ведомствам, муниципальным образованиям и бюджетным предприятиям. Например, становится известно, сколько денег может быть истрачено до конца года на ремонт учебных заведений или объектов медицины в муниципальном образовании. После этого Заказчики начинают готовить аукционную документацию – обоснования, проекты, сметы, технические задания, и т.п. Как правило, на это уходит ещё 1 – 2 месяца. После этого объявляется аукцион – это по закону не менее 1 месяца, а после проведения аукциона, если он состоялся, еще 10 дней на обжалование результатов и заключение контракта с исполнителем работ. Итого в идеальном случае – около 6 месяцев все исполнители не работают, а ждут возможности начать работы. Уже пройдут длинные весенние и июньские дни, уже «на носу» осень, а, например, строители только начинают работы по госконтрактам. Не случайно авральные работы по госконтрактам приходятся на ноябрь-декабрь (о чём недавно с возмущением говорил даже Председатель Правительства).
Очевидно, что такая уже устоявшаяся система работы приводит к низкой и неравномерной загрузке производственных мощностей и специалистов, а также негативно влияет на качество выполненных работ. И это ещё один фактор снижения ВВП Российской Федерации.
Во-вторых, новая практика госзаказа увеличила уровень коррупции на всех уровнях выполнения госконтрактов.
Необходимо отметить, что в последние годы многие взрывоопасные и подрывные нововведения продвигаются и проводятся под удобным флагом «борьбы с коррупцией». Если уничтожение экономики СССР, бомбёжки Югославии, кровавый хаос в Ираке и Ливии проходили под знаменем «борьбы за демократию», то уже уничтожение Украины, попытка «болотного» госпереворота в России, перехват огромных финансовых потоков ФИФА и т.п., происходят под знаменем «борьбы с коррупцией». Не случайно выдающийся «борец с коррупцией» — это коррупционер Навальный.
Для тех, кто жил в СССР, напомню, а для тех, кто не жил в то время, открою – в СССР коррупции не было в виде воровства у государства (денег, ресурсов, активов). Коррупция вползает по требованию и под прикрытием МВФ как необходимое условие порабощения национальных элит и захвата государства изнутри под знаменем демократии и «рыночной экономики» (подробнее у Дж. Перкинса).
Рассмотрим этапы «большого пути», по которому развивалась «ползучая» коррупция в нашей стране, достигнув своего идеала в нынешней практике госзаказа. Заметим, что с 1 первого января 2017 года абсолютно всем предприятиям и учреждениям, имеющим отношение к государственному сектору, законодательно предписано работать только по 44-ФЗ, то есть заказывать товары, работы и услуги только через систему аукционов и тендеров.
До тотального использования аукционов при размещении госзаказов, практика была такова, что Заказчик на конкурсной основе выбирал Исполнителя. При этом ответственность за выбор Исполнителя естественным образом ложилась на Заказчика. Заказчик и Исполнитель, оказываясь, таким образом, в «одной лодке», несли солидарную ответственность за результаты использования бюджетных средств, и были мотивированы на положительный результат. За ними присматривали соответствующие министерства, контрольно-ревизионные управления (КРУ), ОБЭП. Практика аукционов эту ответственность перечеркнула.
Теперь задача Заказчика — вовремя подготовить бумажки для проведения аукциона, а потом отойти в сторонку и скромно ждать результата. Следить за Исполнителем будет некий технадзор, так же выбранный через аукцион. Теперь главное не результат, а правильная процедура.
В этой системе Заказчик не несёт практически никакой ответственности и участия в выполнении работ по госзаказу. Однако когда работа уже выполнена и приходит время подписывать акт выполненных работ, у Заказчика появляется «счастливая» возможность сказать Исполнителю, что работа не будет принята по объективным или надуманным причинам, пока Исполнитель не «позолотит ручку». Работа уже выполнена, а «строптивый» Исполнитель может понести серьёзные финансовые потери вплоть до разорения. Очень удобно! И «никакой коррупции».
В-третьих, существующая практика резко снижает эффективность использования бюджетных средств.
Итак, Исполнителю предлагается в обеспечение контракта заморозить до его окончания 30% от стоимости контракта. Еще Исполнителю необходимо (например, в строительстве) иметь 70-80% стоимости контракта для закупки материалов, содержания работников (кормить-то людей надо), и накладных расходов. Итого объём необходимых для выполнения контракта оборотных средств должен быть больше или равен стоимости контракта. И всё это для того, чтобы в итоге иметь 8-10% сметной прибыли. Какое нормальное предприятие пойдет на такие условия работы? А «ненормальное» — пойдёт: использует некачественные дешевые материалы, «кинет» субподрядчиков и рабочих, не заплатит налоги, исчезнет в период выполнения гарантийных обязательств. Результат такой практики – за бюджетные деньги появится некачественный объект или услуга, а деньги народа «уйдут в песок». Потом удивляются, что асфальт сходит весной вмести со снегом, в новых домах опасно жить, а после капитального ремонта ужас приходит в дом.
Меня «умиляют» гордые рапорты чиновников, когда они рассказывают, сколько денег удалось сэкономить за счет снижения стоимости контрактов на аукционах в их сферах влияния. А вопроса о том, как можно снизить на 40% цену контракта, когда к нему приложена смета и требования к материалам, а в той смете заложена нормативная прибыль равная 8%? По нормальной логике – ниже 8% — себе в убыток.
В-четвертых, существующая практика по описанным выше причинам уничтожает добросовестных предпринимателей.
Подводя итоги сложившейся практики госзакупок, следует ответить на вопрос: кому это выгодно? Кто выгодополучатель системы, регламентируемой сначала 94-ФЗ, затем 44-ФЗ и 223-ФЗ?
Их несколько:
- Современные ростовщики в виде банков – выдача гарантий обеспечения контрактов, выдача кредитов для пополнения оборотных средств, замороженные финансы обеспечения контрактов на счетах Заказчиков – всё это позволяет банкам дополнительно «присосаться» к реальному сектору экономики.
- Безответственные чиновники и коррупционеры-вымогатели – теперь их трудно привлечь к ответственности (ведь госзаказ исполнен), а как и кем – они и «ни при чём».
- Все те внешние и внутренние силы, которые хотят под лозунгами «борьбы с коррупцией» и «развития конкуренции» снизить эффективность использования бюджетных средств. Это выгодно тем, кто хочет убить реальную экономику России, снизить и ВВП и реальный уровень жизни наших граждан.
Небольшое замечание-наблюдение. Всегда известны авторы законов и проектов законов, защищающих суверенитет России и от подрывных НКО, и от оффшорных чиновников, и от продажи детей России, и от прочих «доброжелателей». А вот авторы законов, подрывающих Россию, прячутся в тени прозападных консалтинговых фирм, коллективов ВШЭ или в других тёмных углах, так что вытащить их на свет не просто.
Мы рассмотрели основные, но далеко не все побочные эффекты практики госзакупок.
Например, передача-расщепление функций Заказчиков до самого нижнего уровня – в школы, больницы, библиотеки, спортзалы и т.д., породило огромное отвлечение людей от производительного труда. В этих сугубо специализированных учреждениях как грибы после дождя расплодились конкурсные управляющие, которые обязаны каждый карандаш, листочек и даже туалетную бумагу покупать через торги. При этом компетентность этих Заказчиков при организации госзакупок (например, ремонтов) в силу их основной профессии (учитель, врач, тренер) оставляет желать много лучшего.
Придите в любую организацию, обязанную работать через госзакупку, и спросите: «Как вам теперь работается?». В 99 случаях из 100 вам ответят: «Это кошмар!».
На вопрос «Кто виноват?» мы попытались ответить, но найти «чёрные дыры» нашей экономики – это полдела. Теперь попробуем ответить на вопрос «Что делать?».
Предложения, направленные на лечение практики госзаказов, дабы снять перечисленные симптомы и приподнять больную экономику России, следующие:
- Госзаказ должен быть непрерывен во времени и, главное, в финансировании в течение всего календарного года. При отсутствии бюджетных катастроф в стране, должно быть известно, в каких пределах будет годовое финансирование на федеральном, региональном и муниципальном уровне. То есть денег будет не менее чем X миллионов, и не более, чем Y миллионов. А у каждого субъекта есть (или должен быть) приоритетный список нужд на Y миллионов объектов финансирования. Вот и начинай с 1 января заключать госконтракты, исходя из X, а уточненная сумма бюджета даст возможность (и время) добавить из приоритетного списка еще ряд объектов финансирования. При таком подходе ритмичная планомерная работа станет повседневной практикой.
- Жесткое возвращение принципа: «Заказчик публично отвечает за выбор исполнителя и результат использования бюджетных средств». На практике это означает следующее:
- контрактная документация, определяющая весь комплекс взаимных обязательств Сторон доступна для публичной оценки;
- документ, обосновывающий выбор Исполнителя контракта Заказчиком доступен для публичной оценки;
- документы, подтверждающие факт надлежащего выполнения контракта (акт сдачи-приёмки, акт выполненных работ со всеми затратами, фото и видео и т.д.), доступны для публичной оценки.
- При снижении цены контракта (во время конкурса или аукциона). Победитель обосновывает предлагаемое снижение цены, а комиссия Заказчика, оценивая обоснованность снижения цены, выносит окончательное решение о заключении контракта. Естественно, процесс должен быть публичным.
- Целевое авансирование госзаказов в размере не менее 30% цены контракта, с поэтапным ежемесячным закрытием и оплатой работ должно стать повсеместной практикой. Это, кстати, хорошо сочетается с взаимной ответственностью Заказчика и Исполнителя.
Такая практика, по сравнению с работой без предоплаты и без обеспечения контракта, увеличивает эффективность работы оборотных средств в 2,8 раза (как будто у вас использовались не 100 миллионов, а все 280 миллионов). Посчитать это просто: при рентабельности 10%, в конце 1-го месяца у вас уже не 100, а 100+100*10%=110, в конце 2-го месяца у вас уже 110+110*10%=121, и т.д., а в конце 11-го месяца у вас в обороте 285 единиц.
- Заказчик вправе публично приглашать к себе на конкурс интересных ему Исполнителей. Причём между приглашёнными может быть проведён предварительный конкурс с обязательствами Заказчика заключить контракт с Победителем после конкретизации работ или открытия финансирования. Такая практика будет развивать добросовестных Исполнителей, способствовать планомерности и оперативности работ. Надо отметить, что нечто подобное используется для выбора Исполнителей для ликвидации последствий «чрезвычайных ситуаций» (пожары, наводнения, эпидемии и т.д.) – правда обязательства «бежать и делать» берёт на себя только Исполнитель.
- Безличный аукцион, с одним только критерием – «минимальная цена», должен использоваться как исключение, требующее специального обоснования и пристального рассмотрения. Действительно, как могло случиться, что у Заказчика нет достойных Исполнителей – то ли с ним никто работать не хочет, то ли он работать не умеет, то ли подвох здесь какой.
- Ответственность за надлежащее исполнение госзаказа от начала до конца должна лежать на администрациях соответствующего уровня. Функции Заказчика должны выполнять квалифицированные специалисты в соответствующих администрациях. Чтобы избежать раздувания аппарата чиновников в службе Заказчика, следует применять нормативный подход к финансированию службы Заказчика в жесткой зависимости от объёма финансирования Госзаказов (это в пределах 4% от суммы госконтрактов «на всё про всё»). И убрать эти функции из школ, больниц, клубов, стадионов, и т.д. – пускай занимаются своим прямым делом.
Подведём итоги. Сегодня под благовидным предлогом «борьбы с коррупцией» уничтожается производственная сфера. Что это: некомпетентность или попросту глупость, или воровство в чистом виде? А, может, два в одном флаконе?
Необходима серьезная переработка законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, которая придаст практике госзаказов позитивный и конструктивный характер. И если этого не может сделать нынешний состав Госдумы, это сделает НародныйЗакон.РФ.
Владимир Анатольевич Алексеев,
член Подмосковного отделения
Партии Великое Отечество,
кандидат технических наук».