На очередном заседании политического дискуссионного клуба Алтайского отделения Партии Великое Отечество наши товарищи и соратники сопоставили и предметно разобрали особенности идеологии России/Русского мира и Запада. Объективно, что поставленная тема не только исторически актуальна, но и политически злободневна.
Во вступительном слове ведущий политклуба Андрей Андреевич Соболев уточнил понятийный аппарат, дав определение идеологии. Под идеологией участники дискуссии понимают совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающей интересы и стремления общества, различных социальных слоев или классов. Наш товарищ напомнил всем присутствующим, что существуют три основных типа идеологий: либерализм (опора на свободу), социализм (опора на равенство) и консерватизм (опора на традиции).
Либеральная идеология опирается (в теории) на индивидуализм, права и свободы личности, равенство возможностей, равенство перед законом, демократию и частную собственность.
Социализм исходит из идей коллективизма, равенства возможностей, социальной справедливости. Данная идеология исходит из исторической миссии рабочего класса, опирается на марксизм и научный коммунизм, преимущественно антирелигиозна и материалистична, утверждает государственную собственность в сфере экономики. На данный момент социалистическая идеология находится в кризисе. На Западе она давно умерла. В России имеются отдельные адепты, которые пытаются развить социалистическое учение применительно к реалиям ХХI века (движение С. Кургиняна «Суть времени»).
Партийцы более подробно остановились на обсуждении консервативной идеологии, черты которой отражены в программных установках ПВО. Консерватизм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, стабильность, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. В экономике помимо государственной собственности на ведущие отрасли производства, допускается частная собственность (деятельность малого и среднего бизнеса, сфера услуг).
Член Политсовета Алтайского отделения Партии Великое Отечество, ведущий политического дискуссионного клуба ПВО в г. Барнауле Андрей Андреевич Соболев
В ходе обсуждением Западной идеологии Андрей Андреевич Соболев привел важные выдержки из книги Александра Зиновьева «Запад»:
«На Западе бытует убеждение, будто никакой особой западной идеологии вообще не существует. Оно противоречит как истории становления западного общества, так и его современному состоянию. Именно западная идеология была одним из важнейших условий победы западнизма. Разрушение ее привело бы западное общество к гибели. Я вовсе не ставлю в вину Западу то, что он развил мощнейшую идеологическую сферу в себе. Это — не недостаток, а необходимое условие его самосохранения. Я просто поражаюсь тому, что западные идеологи боятся признать этот, казалось бы, очевидный факт».
Участники дискуссии согласились с мнением автора в том, что те, кто отвергают существование особой западной идеологии, представляют себе идеологию в том виде, какой она приняла в коммунистических странах. То есть в виде единого идеологического учения, которое навязывает населению как нечто обязательное слой единого и централизованного идеологического аппарата, являющегося частью государственного аппарата. Но при этом наши товарищи отметили, что отсутствие в любой отдельно взятой стране единой государственной идеологии и государственного идеологического аппарата ещё не означает отсутствие в этой стране всякой идеологии и всяких средств идеологической обработки населения.
«Если сравнить ту сферу общества, которая в коммунистических странах была подвержена деятельности идеологического аппарата и влиянию государственной идеологической концепции, с аналогичной сферой жизни людей западных стран, то без особого труда можно заметить, что в западных странах и без упомянутых средств идеологии достигается аналогичный результат, причем гораздо эффективнее, на мой взгляд, чем в коммунистических странах, — приводят слова Александра Зиновьева из книги «Запад» наши коллеги. — Если употребить слово «оболванивание», обычно применяемое к коммунистическим странам, то можно констатировать как факт, что система идеологического «оболванивания» на Западе является неизмеримо более мощной, чем та, какая была в Советском Союзе в сталинские и даже брежневские годы. Причем это касается не только рядовых граждан, полностью погруженных в сферу действия идеологии, но и профессиональной среды, занятой изучением общественных явлений. Почти все, что мне приходилось читать, смотреть и слушать о Западе, либо имело откровенно идеологический характер, либо было пропитано идеологией, либо вынуждало к определенным идеологическим выводам. Например, даже в вульгарной газетной пропаганде редко можно было встретить такие восторженные дифирамбы частной собственности, капитализму и прочим атрибутам западнизма, как в претендующих на высшую научность книгах Хайека, Поппера и других представителей идеологической элиты Запада».
Активисты Алтайского отделения Партии Великое Отечество пришли к выводу, что подавляющее большинство западных людей не знает, что такое идеология не потому что её нет на Западе, а потому, что она грамотна распылена во всех жизненных, политических и социальных сферах, что воспринимается как само собой разумеющееся, что, в том числе свидетельствует о грамотности и профессионализме людей её внедряющих в массы.
«Пилюли идеологии сами по себе не настолько приятны, чтобы люди стали их глотать добровольно и с удовольствием. Они подслащиваются более приятными «веществами» и растворяются в них, чтобы люди могли поглощать их, даже не замечая того. Идеологическая обработка населения западных стран вообще построена не как принудительная обязанность и дополнительная нагрузка, а как развлечение и полезная для потребителей идеологии деятельность», — цитирует Зиновьева Андрей Соболев.
Таким образом, в отличие от обществ традиционного типа, западная либеральная идеология носит скрытый характер, схожей с «невидимой рукой рынка» в рыночной экономике. Либеральная идеология для народов Запада, по сути, выродилась в «идеологию потребления», которая своей экспансивной сущностью грозит обернуться экологической катастрофой.
Кроме того, существует распространенное заблуждение, что термин «либеральный» значит прогрессивный, современный, а «традиционный» значит отсталый. Это ложная дилемма, поскольку все общества, живущие «здесь и сейчас», по этому факту уже являются современными. Любое современное общество опирается на свои определенные традиции, идущие из глубины веков.