Алтайский политклуб: о добре и зле

Начавшаяся выборная кампания внесла свои коррективы в работу пресс-службы. Не все материалы наших товарищей, поступавшие с мест, мы смогли быстро разместить на нашем сайте. Теперь спешим исправить допущенную несправедливость. Предлагаем вашему вниманию материал члена Политического комитета Алтайского Регионального отделения ПВО Андрея Андреевича Соболева, посвящённый состоявшемуся заседанию алтайского политклуба:

Алтайский политклуб: о добре и зле

понятия о добре и зле мы получаем в детстве из сказок, которые есть в фольклоре и культуре любого народа, однако по мере взросления люди как бы забывают об этом и перестают руководствоваться мудростью прочитанной в детстве. То, что взрослые продолжают читать детям сказки, говорит о том, что в глубине души многие понимают, что есть критерии добра и зла, которым в идеале надо следовать;

— многими общественными деятелями либерального толка проводится линия неповторимости и свободы самовыражения каждой личности. Например, внедряется такое мнение: якобы нельзя вообще говорить об идеале человека, так как этим ущемляется уникальность каждой личности. Нет людей хороших и плохих, все «хороши по-своему». Нет недостатков — есть разнообразные проявления индивидуальности. Но показательно, что в реальной жизни все без исключения очень избирательно относятся к людям. Ни один апологет «уникальности каждой личности» не возьмёт себе в друзья или партнеры человека откровенно нечестного, эгоистичного, жестокого, способного предать в любую минуту. В теории «все люди по-своему хороши». На практике же эти теоретики, как и все остальные, стремятся избегать плохих людей. Поэтому надо четко признать — у подавляющего большинства есть в душе идеал человека, и этот идеал в целом один и тот же, с не очень существенными отличиями;

— сложности в определении критериев объясняются тем, что в реальной жизни нет чёрного и белого, нет абсолютных носителей добра и зла. Чёрное и белое (Бог и дьявол) выступают двумя полюсами, между которыми в разной степени удалённости от того ли другого полюса расположено «серое» человеческое большинство. Борьба добра и зла ведётся в каждом человеке с переменным успехом каждый день и в течение всей жизни. Человек каждый день выбирает, как поступить в той или иной ситуации. Ситуация затрудняется проявлением индивидуальных особенностей личности: особенностями нервных процессов, психотипом, темпераментом, воспитанием, умственными способностями, настроением, физическим состоянием. И злой человек может выглядеть приветливым и добрым, и добрый человек может быть внешне хмурым и говорить нелицеприятные вещи;

общее определение понятий добра и зла можно сформулировать следующим образом: всё, что объединяет это добро, что разъединят – зло. Это характерно для живой и неживой природы. Объединение-разъединение это необходимое, но не достаточное условие. Первое достаточное условие — целеполагание по отношению к целому, второе —  фактор времени. На оцениваемое событие (поступок, явление) надо смотреть в длительной перспективе (прошлое-настоящее-будущее) с точки зрения к чему оно приводит, в конечном счёте;

— физическое выражение добра — красота. Напротив, зло физически неприглядно. Человек добрый физически более красив, даже не смотря на плохие природные данные. Напротив, даже с изначально хорошими физическими данными злой человек делается некрасивым, на его лице отпечатывается отталкивающая гримаса. Обратите внимание на лица преступников и лжецов. В народе давно заметили: «Лицо – зеркало души»! Физически зло как признак разрушения проявляется в виде грязи, гнили, плесени, неприятного запаха. Отсюда становится понятен смысл известной фразы Ф.М.  Достоевского «Красота спасёт мир», ибо красота есть выражение добра;

Алтайский политклуб: о добре и зле

— велика разрушительная роль современных постмодернистских практик в отношении добра и зла. Главная черта постмодернизма – всесмешение. В мире, где ещё уцелели различия добра и зла, правого и левого, возможны и подвиг и святость, и покаяние. Главная задача дьявола — убедить людей, что его нет. Как только это удаётся, дьявол срывает большой куш. Зло всегда мимикрирует под добро. Эмпирическим воплотителем черт современного антихриста является не злодей классической драмы или хотя бы мелодрамы, а субъект с неуловимой нравственной физиономией, вечно отстраненный пересмешник, одинаково компрометирующий все роли и позиции, оскверняющий все ценности разом;

— в современном кино главные герои, на самом деле – типичные антигерои, через которых происходит постепенное размывание добра и зла в сознании зрителей. Очаровательные мерзавцы, это одна из искусственно созданных постмодернистских конструкций. Через антигероев в массовое сознание вбрасывается разрушительные идеи в оболочке прекрасных художественных образов. Как правило, под «обаяние» зла попадают люди молодые, у которых не сформировались этические критерии. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что дьявол работает под прикрытием юмора. Так легче проникнуть в душу. Юмор усыпляет бдительность. На этом свойстве построены все аморальные телепередачи (вроде программ и сериалов телеканала ТНТ),  эксплуатирующие юмор с особым цинизмом;

— смешения понятий добра и зла через эстетику безобразного хорошо видно по современным западным мультфильмам для детей. Современные герои мультфильмов, вроде Шрэка, человека-паука и ниндзя-черепашек, которые живут в канализации, яркие тому примеры;

зависть является корнем многих бед и толкает людей к предательству – злоупотреблению доверием. Зависть лежит в основе жажды наживы, поскольку людям часто хочется иметь не меньше (а то и больше), чем сосед, друг или брат. Зависть это вывернутое наизнанку стремление к справедливости или «псевдосправедливость». Поскольку в человеческом обществе в силу многих причин у людей разные стартовые возможности, способности и таланты, то всегда есть и будет повод для зависти, как правило, со стороны людей недалеких. Умный человек менее завистлив, так как понимает причинно-следственные связи и трезво соизмеряет свои и чужие возможности;

— политика, как деятельность, связанная с государственным управлением и общественной жизнью, с точки зрения метафизики тоже есть противоборство добра и зла, поскольку во власть часто стремятся люди с отрицательными качествами (жадные, тщеславные, горделивые, эгоцентричные). К сожалению, люди с положительными качествами, менее активны и предпочитают оставаться в стороне от политики. Вероятно, добрые люди, больше надеются на божественную волю провидения, которая всё расставит на свои места и накажет зло – надо только подождать. Но рано или поздно всё равно происходят столкновения (войны, революции, парламентские диспуты, телевизионные дебаты и т.д.).

философ А.В. Иванов пишет об особых нравственных законах следующим образом: «…Самое же главное, становится все яснее, что добро, духовность, нравственность — не «изобретены» человечеством, а являются отражением в нашем сознании неких фундаментальных законов, которым подчиняется бытие всего мира, а, значит, и человека. Мы можем делать что хотим, но неотвратимо пожинаем плоды нашего выбора. Если он верен — мы развиваемся дальше, если нет — погибаем, как и всякая система (быстро — в результате глобальных катастроф или эпидемий, или, что, может быть, еще хуже, медленно деградируя духовно и физически)». Как известно, незнание законов не освобождает нас от их воздействия.

Алтайский политклуб: о добре и зле

А что думаете Вы?

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp