Политесы вокруг молодежи

У нас бушует время перегибов. Во всем. Сами эти перегибы происходят или кем-то организуется — вопрос отдельный, но не замечать перегибы и не указывать на них – значит, себя не уважать.

Политесы вокруг молодежи
Автор — Александр Дерендяев

В данной статье я хотел бы обратить внимание на буквально чудовищные перегибы в воспитании подрастающего поколения. В чем же состоят эти перегибы?

В бесконечных хвалебных песнопениях по адресу российской молодежи, причем повсюду – на съездах, слетах, ассамблеях, в СМИ, в блогах, в речах политиков и т.д. Достаточно взять публичную сферу. Каждый, кто выступает перед студентами или школьниками на очередном всероссийском форуме, непременно насыщает свою речь патокой славословий, уверяя и себя, и нас, и саму юную аудиторию в том, как она-де умна, деятельна, талантлива.

Не станем отвлекаться на исключения, подтверждающие правило. Обратим внимание на подавляющее большинство – на тех, кого вы каждодневно видите вокруг себя.

Нынешняя молодежь умна? В стране 30 лет разрушается среднее и высшее образование, так что молодые люди просто лишены возможности набраться ума. Они не знают классиков русской и мировой литературы, пишут с грубейшими ошибками, не дружат с историей Отечества.

Нынешняя молодежь деятельна? Пустую трату времени на ночные клубы, интернет-кафе и прочие тусовки назвать «деятельностью» язык не поворачивается. Ничем полезным для общества, для страны молодые люди (в основной массе) не отметились. Опросы на День доброты показали, что наши «деятельные» парни и девчата единственным своим добрым делом все как один называют «уступил(-ла) место старушке в автобусе». И даже не подозревают, что уступить бабульке место – это обязанность любого порядочного человека, которую нельзя столь высоко величать добрым делом. Упомянутые опросы в весьма неприглядном виде обнажили сразу и ум, и деятельность, и культуру несчастной российской молодежи.

Наша молодежь талантлива? Возможно … однако и эти возможные таланты она зарывает в землю. В том числе и потому, что не обладает необходимым умом и лишена опыта полезной, созидательной деятельности. Когда миллионы девушек мечтают стать топ-моделями и актрисами и не видят иного будущего – это ли не закапывание талантов? Но девушки хоть о чем-то мечтают, а вот парни никаких планов на будущее не имеют вовсе, зато имеют бесконечные «хотения»: хочу «бабки», хочу «тачку», хочу айфон и т.д.

Долг взрослых – помочь молодым людям увидеть их проблемы, открыть их потенциал, направить их энергию на саморазвитие, совершенствование, обучение. А мы вместо этого фактически внушаем детям, что им не надо учиться, не надо расти, не надо активнее участвовать в жизни страны. Дескать, вы, ребятушки, и без того распрекрасные, оставайтесь такими, какие есть.

И войдут околдованные сладкой лестью парни и девушки во взрослую жизнь незрелыми эмбрионами, не готовые ни будущее строить, ни прочную семью создать, ни Родину защищать. Из эмбрионов вырастут недееспособные бестолковые взрослые, в чьих руках окажется судьба великой страны, судьба нации. Разве не страшно, читатель?

Авторы нездоровой идеи нахваливать молодежь за мнимые достоинства не спят, трудятся, аки пчелы, и производят на свет новые вредные, в лучшем случае мертворожденные проекты, предполагающие вовлечение недорослей в политику. Например, проект «молодежного правительства». Другая, близкая по духу и бессмысленности задумка – показывать по всем телеканалам, как зеленые невежды высказывают свое мнение о событиях общественной, экономической и политической жизни России. И никто при этом не задается логичным вопросом: что вообще знает о России великовозрастное дитятко, не читавшее даже «Евгения Онегина»?

Нас возмущает, как иные писатели и телеведущие высказывают совершенно дичайшие мысли о мировой и отечественной истории, решительно не разбираясь в предмете. Абсурдное поведение этих взрослых дядей и тетей привлекает всеобщее внимание. А между тем у нас на глазах, хоть и не привлекая ничьего внимания, взращивается целое поколение самонадеянных невежд, которых кто-то хитрый приучает направо и налево швыряться безграмотными суждениями, некомпетентными мнениями, расхожими мифами.

Всем нам, занятым в деле воспитания, в т.ч. патриотического воспитания, важно сломать данный шаблон. Нужно не сужать, а расширять горизонты перед юными; не заточать в клетку самодовольной безграмотности, а выпускать в вольный мир знаний, всеми способами показывая этот мир.

С чего начать? Способов немало. Назову лишь тот, который лучше всего знаком мне. Этот способ – рассказать современной молодежи про российскую молодежь прошлого столетия. В сравнении познается истина. Сразу видно, кто ты есть, чего ты уже добился и чего добиться можешь, если будешь достаточно самокритичен, а не безнадежно самоуверен, будешь двигаться в правильном направлении – направлении саморазвития.

Политесы вокруг молодежи

Простой пример. В 1920-е – 1960-е годы молодежь массово увлекалась радио. Радиолюбители не только сами собирали приемники, но и помогали радиофицировать свою школу, свой поселок. Сегодня среди школьников и студентов много ли таких технарей-энтузиастов? Увы, сегодня нельзя даже вообразить школьника, который бы пришел в класс информатики и предложил преподавателю помощь: мол, у нас компьютеры старенькие, дешевенькие, слабенькие – так разрешите я повышу их производительность. И, получив согласие, оптимизировал бы операционку, удалил вирусы, почистил реестр, установил полезные бесплатные утилиты и т.д. Что-то я про таких школьников не слыхал. Потому что молодежь наша растет безграмотной (в том числе технически безграмотной) и, как следствие, бездеятельной.

Радио – капля в море. Было время, когда семиклассники на профессиональном уровне трудились в лесных питомниках, выводили новые сорта цветов и фруктов, делали астрономические открытия, конструировали модели самолетов и ракет, находили месторождения полезных ископаемых, служивших впоследствии ресурсной базой для новых предприятий.

Возможно, критика и подзатыльник были не главными инструментами образования и воспитания молодежи прошлых лет. И какими все-таки должны быть методы сегодняшнего воспитания детей – вопрос отдельный. Однако очевидно, что практика незаслуженных похвал в воспитании давно показывает буквально обратные результаты. Поэтому повторюсь: нелепо и опасно хвалить нашу молодежь вот так – по любому поводу, всю и сразу. Куда лучше и правильнее, хотя бы рассказывать им о тех высотах, которых когда-то достигали их сверстники.

А.Дерендяев. ПВО — Екатеринбург

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp