Взаимоотношения бизнеса и государства в современном мире всегда носят характер скрытой войны.
Государству для решения своих задач нужны деньги. Налоги, в том числе и с бизнеса, являются главной статьей поступлений средств в бюджет. Зависимость тут очень простая. Лучше собираются налоги больше поступления в казну, хуже – доходы государства могут критически снизиться. Но какое государство хочет скудного бюджета с большим дефицитом? Вот и выстраивает государство мощнейшую машину по сбору налогов с бизнеса, используя налоговую службу/полицию. Но и бизнес не спит. Он ищет другое — лазейки по уводу прибыли от налогов. И это нескончаемый круг, в котором государство тратит всё больше на механизм сбора, чтобы собирать всё больше. Бизнес действует по той же самой схеме, он тоже тратит всё больше на издержки и юристов, чтобы побольше «уйти» от налогов.
А для кого это всё? Государство ответит — «для людей». И будет право. Выполнение социальных обязательств требует средств, а где их еще взять, как не с налогов? Очевидно, что необходимо найти равновесие, которое позволит и налоги собирать в достатке, и при котором бизнес был бы доволен. Но только поиск этого равновесия идёт не первое столетие, а воз и ныне там.
Бизнес тоже понять можно. Зарплату работникам платить нужно, налоги платить нужно, бизнес развивать нужно. И после подсчёта всех поступлений и налогов, от чего-то одного очень хочется отказаться. Но бизнес должен развиваться. Что же выбрать?
А давайте немного поразмышляем: а как могли бы быть построены взаимоотношения государства и предпринимательства к обоюдной пользе?
Для начала нам необходимо решить самый главный вопрос: обеспечение государства средствами на выполнение социальных и иных функций. Государство не может столь важный вопрос возлагать на «кого-то», а обязано само себя обеспечивать средствами. Отсюда следует, что необходимо национализировать некоторые отрасли экономики: стратегические, ресурсные. Отраслеобразующие предприятия должны быть выкуплены и поступить в госсобственность. Никаких государственных акционерных обществ в этих отраслях быть не должно.
Природные ресурсы должны быть в собственности государства, что отнюдь не исключает частную форму компании, которую собственник – государство может нанять для реализации определенных задач (добыча, переработка и т.п.).
Получится, что основные финансовые потоки от реализации природных богатств не будут ручейками различной толщины растекаться по частным карманам, оставляя государству небольшую часть, а будут поступать в бюджет.
Конечно, это огромная работа, но и уровень задачи не из школьной программы.
А нужно ли нам предпринимательство? Конечно, нужно. Государственный сектор с его неповоротливостью, обусловленной размерами и масштабами задач, не должен быть везде доминантой. И вот тут на передний край выходят те, кто считает, что готов взять на себя ответственность за принятие решений, кто хотел бы применить свои способности в свободном плавании. Повторюсь! Взять ответственность и применить способности, а не сидеть дома, когда за тебя работают другие. Это важно разделять, тогда будут понятны и последующие размышления.
1. Каждый, кто будет создавать своё дело, создаёт его по принципу «Я учредитель – я и директор».
2. Вся прибыль принадлежит юридическому лицу. Директор имеет право только установить себе зарплату и осуществлять траты из прибыли на развитие предприятия. Зарплата директора должна быть зависима от зарплат рядовых работников. Пропорция устанавливается законом. Например, максимум 10 к 1. Чем больше бизнес позволяет получать директору, соответственно доходы растут у всего коллектива.
3. Любой, кто решит начать своё дело, должен начинать его на свои средства. Кредиты от банков запрещены.
4. Предприятия строго соблюдают стандарты, установленные государством для того или иного вида продукции. В противном случае, должны быть готовы понести серьёзное наказание за нарушение.
На первый взгляд суровые ограничения, но и государство не просто стоит в стороне. Для государства предприниматель важнейшая составляющая экономики, той её части, куда государство не стремится заходить. Государство напрямую заинтересовано в создании большего количества частных предприятий для обеспечения достойного уровня жизни граждан страны не только с точки зрения социальных гарантий, но и повседневной жизни.
1. Именно государство берёт на себя затраты на оформление всей разрешительной документации. Задача предпринимателя соблюдать предписания.
2. Организует банковское обслуживание через единый госбанк.
3. Способствует получению необходимых материалов и оборудования.
4. Госзаказ.
5. Государство берёт на себя защиту рынка от иностранной продукции, при условии, что аналогичная производится или начала производиться внутри страны.
6. Государство кредитует новое предприятие на ту же сумму, которую вкладывает собственник. Но кредитует не в форме денег, а оборудованием и материалами.
7. При необходимости, предоставляется бесплатный доступ к курсам повышения квалификации для всех сотрудников предприятия.
8. Учитывая, что денежных кредитов на развитие не будет, а государство обеспечило доходность бюджета за счёт госсектора, налоги с прибыли взыматься не будут. Вся прибыль, после выплаты заработной платы может быть направлена на развитие предприятия. Не только бизнеса, но и условий работы и отдыха сотрудников.
9. Налоги платятся только с денежного вознаграждения (зарплата, премии и т.п.).
Предпринятые изменения будут иметь много положительных последствий, обозначу лишь несколько:
— ресурсы страны начнут реально работать на развитие страны, а не на решение задачи получения валютной выручки, дабы была возможность у ЦБ выпустить рубли. Реформа ЦБ также входит в программу Партии Великое Отечество, как и национализация ресурсов и внешней торговли ими;
— отношение к предпринимателям кардинально изменится. Человек честно работает, получает, как и все, зарплату, а не прячет деньги в офшоры от налогов. Не «пилит» с чиновниками госбюджет. Почёт и уважение;
— в сфере услуг населению и производства товаров народного потребления остаётся конкуренция, что положительно скажется на качестве и ценах.
Конечно, при реализации заявленной программы, потребуется модернизация практически всех сфер жизни страны. Работа министерств правительства кардинально изменится, ведь теперь вместо распределения бюджетных средств, необходимо будет строить новые предприятия и обеспечивать функционирование всего госсектора экономики с одновременным обеспечением роста не государственного сектора. Но задача сохранения государства, его развития, повышения качества жизни граждан страны будет решена из единого государственного центра, а не распылена на независимые друг от друга субъекты.
В рамках статьи сложно затронуть все аспекты озвученной задачи. Поэтому предлагаю продолжить развивать эту дискуссию, с обсуждением деталей (розничные сети, коммерческая недвижимость и т.д.). Пишите свои мысли, вопросы и предложения в комментариях.
Александр Юрьевич Куринов,
сопредседатель Партии Великое Отечество