Минобрнауки отвергло инициативу фракции ПВО «За семью!»

В конце октября 2017 года руководителем фракции Партии Великое Отечество «За семью!» Татьяной Геннадьевной Соболевой в Минобрнауки России направлено обращение по вопросу включения  курса «Нравственные основы семейной жизни» в новые федеральные государственные стандарты.

Этим однопартийцы поддержали данную инициативу, высказанную в октябре  Ассоциацией родительских комитетов и сообществ на рабочей встрече с Минобрнауки России.

Напомним, что фракцией ПВО «За семью!» в 2015 году разработана Концепция реализации семейной политики РФ, как локальный программный документ Партии Великое Отечество. В основных направлениях Концепции указана инициатива однопартийцев о введении в старших классах общеобразовательных школ, колледжах, училищах и вузах учебного курса «Нравственные основы семейной жизни». В 2016 году фракцией ПВО «За семью!» в образовательных организациях высшего образования города Барнаула реализовывался проект «Молодежная школа семьи и родительства», в рамках которого студенческой молодежи транслировалась информация о традиционных семейных ценностях, базовых основах семейной жизни.

Отметим, что предложение о включении учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» в школьную программу не является нововведением. Подготовка молодых людей к созданию семьи осуществлялась в 1980-е годы в старших классах в рамках курса «Этика и психология семейной жизни». В 1970-1980-е годы имелась широкая методическая база для преподавания данного курса. В их числе  книга «Мы и наша семья» (книга для молодых супругов), изданная в 1983 году коллективом авторов (педагогами, учеными, медиками, писателями), Варга Д. «Радости родительских забот» (1983), Овчинникова И.Г. «Отцовство» (1981), Суслопарова Л.Д. «Семейные традиции» (1979), Зацепин В.И. «О жизни супружеской» (1978), Харчев А.Г. «Нравственность и семья» (1981), Харчев А.Г. «Брак и семья в СССР» (1979), Ковалева Л.Е. «Микроклимат в семье» (1979), «Мы строим дом: Книга о молодой семье» (1981), Юнда И.Ф. «Гармония и дисгармония в супружестве» (1983), Королев Ю.А. «Супруги, родители, дети» (1985), Нечаева А.М. «Брак, семья, закон» (1984) и многие другие издания.

30 ноября 2017 года получен ответ от заместителя директора департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи С.М. Брызгаловой.

В представленном ответе четко обозначено, что учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» в школьную программу включен не будет.

Согласно  статье  28  Федерального  закона  от  29  декабря  2012  г.  №  273-ФЗ «Об  образовании  в  Российской  Федерации»  (далее  —  Федеральный  закон) образовательная  организация  обладает  автономией,  под  которой  понимается самостоятельность  в  осуществлении  образовательной,  научной, административной, финансово-экономической  деятельности,  разработке  и  принятии  локальных нормативных  актов  в  соответствии  с  Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом  образовательной организации.

Согласно  части  2  указанной  статьи  Федерального  закона  образовательные организации  свободны  в  определении  содержания  образования,  выборе учебно-методического  обеспечения,  образовательных  технологий  по  реализуемым ими образовательным  программам в соответствии с ФГОС.

В  вариативной  части  учебного  плана  образовательная организация  по  своему  усмотрению,  с  учётом  интересов  и  запросов  учащихся, может  усилить  преподавание  тех  или  иных  учебных  предметов,  в  том  числе по вопросам, связанным с семейными ценностями. В  рамках  разделов  «Введение  в  социологию»  (семья  и  брак  как социальные институты, традиционные семейные ценности, культура  бытовых  отношений и др.), «Введение  в  социальную  психологию»  (психология  семейных  взаимоотношений, воспитание  в  семье  и  др.)  учебного  предмета  «Обществознание»  возможно формирование знаний о нравственных ориентирах семьи, базовых  основах семейной жизни.

НОСЖ Минобрнауки РФ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе преподавание нравственным основам семейной жизни  в рамках учебных предметов или элективных курсов возможно только тогда, когда на федеральном или региональном уровне будет направлено в образовательные организации рекомендательное письмо о необходимости подготовки учащихся к семейной жизни. Самостоятельно директора школ и руководители высших учебных заведений не могут осознать необходимость подготовки учащихся и студентов к семейной жизни, для чего и необходимо на государственном уровне вести политику воспитания в области формирование знаний о нравственных ориентирах семьи и базовых  основах семейной жизни.

Татьяна Геннадьевна Соболева,
Руководитель фракции Партии Великое Отечество «За семью!»

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp