Сохранность муниципального имущества невозможно обеспечить, если систематически не проводить инвентаризацию и ревизию этого имущества.
Утверждение это и простое и, увы, очевидное – из богатого наследия «распроклятого» социализма у нас не осталось почти ничего. Потому что нет должного учета муниципального, нашего общего имущества. Инвентаризации и ревизии имущества в муниципалитетах не проводятся, и мы открываем эту действительно страшную тайну вам, дорогие жители городов и посёлков.
Что значит – «нет инвентаризации»? Это значит, что, например, такой сложный хозяйственный объект в вашем городе, как котельная, скорее всего, вообще не имеет полной описи своего оборудования, агрегатов, технических конструкций и проч. И запросто числится в документах муниципалитета как просто «котельная». Нужно ли удивляться, когда из таких котельных пропадают даже паровые котлы, цена которым на рынке – миллионы. Ведь сама «котельная», по бумагам, никуда не девается.
Конечно, имущество, купленное относительно недавно учитывается бухгалтерией администрации или предприятия. Но инвентаризация – это не бухгалтерский учет. Инвентаризация это: а) когда пересчитано и записано все имущество, даже если оно дошло до нас со времен царя Гороха; б) когда за сохранность имущества возложена ответственность на конкретных должностных лиц.
Простое сравнение, понятное каждому. Допустим, вам дают сумку с деньгами и говорят, что под вашу ответственность передается один миллион рублей. Что вы сделаете, если согласитесь хранить этот миллион? Конечно, пересчитаете все до копейки. А сколько руководителей администраций и разных местных предприятий, в том числе бюджетных, уже сменилось на вашем веку? И вы думаете, что при каждой смене руководителей казенное имущество скрупулезно пересчитывается? Увы и ах! Наше общее имущество не пересчитывается повсеместно уже несколько десятилетий, никем не передается и не принимается под личную материальную ответственность. А ведь имущество муниципалитета – это не миллион в сумке, это многие и многие миллионы рублей по всей территории города или посёлка. И эти миллионы неуклонно испаряются по причине их беззастенчивого воровства в условиях отсутствия ответственных лиц за сохранность имущества.
Почему же нет ревизий? Потому что они не предусмотрены законом. Статья 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорит следующее: «В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования». В законе нет слов об обязательной инвентаризации или ревизии. Есть лишь слова о «финансовом контроле», причем даже этот контроль по закону не обязателен – муниципальные власти всего лишь «вправе» образовать контрольный орган. Получается, мы сами виноваты – правом не пользуемся?
Заметим, что бухгалтерский и налоговый учет для всех организаций у нас в стране обязателен. Написаны сотни инструкций для бухгалтеров, устанавливающих что, куда и как. Причем инструкции для бухгалтеров меняются по сто раз в году. Получается, что бухгалтерский учет у нас целые институты и ведомства придумывают, а инвентаризацию и ревизию в муниципалитетах – вы уж там как-нибудь сами у себя организуйте. Кто как пожелает в каждом из 24 тысяч муниципальных образований нашей страны. И это – государственное управление?
Миллионный город Пермь с многомиллиардным бюджетом воспользовался своим правом на финансовый контроль и имеет в своем распоряжении целую Контрольно-счетную палату. Но ведь мы точно знаем, что в Перми очень многое не в порядке с городским имуществом. Почему? Потому что так «занимается» Контрольно-счетная палата, да и то только финансами, а до всякой «ерунды» ей дела нет. А ведь эту «ерунду» никто и посчитать быстро не сможет. Потому что если годовой бюджет – это деньги, расходуемые мегаполисом за год, то «ерунда» — это всё имущество, накопленное городом со дня своего образования в 1723 году.
Настоящий контроль – это контроль за всей финансово-хозяйственной деятельностью, осуществляемой муниципалитетом. И не на последнем месте тут должен стоять контроль того как фактически использовались денежные средства, а также, как использовалось то, что было куплено на эти средства при реализации проектов. Например, строится объект на много миллионов, или даже миллиардов. Значит, в рамках реального финансово-хозяйственного контроля нужно обязательно посмотреть, не выросли ли где-то «случайно» несколько дач или даже целый дачный микрорайон, странным образом принадлежащий родственникам и друзьям чиновников, ответственных за организацию строительства объекта. И результаты такого контроля – опубликовать. Но граждане ничего подобного не видят. Такое вот «несовершенство» только в самом финансовом контроле. А что же тогда происходит с остальным имуществом?
Инвентаризации и ревизии должны быть обязательной частью финансово-хозяйственного контроля, и они должны проводиться (к счастью, закон этого не запрещает). И каждый активный гражданин может запросто проявить инициативу и посоветовать своему Совету депутатов рассмотреть вопрос о систематических и обязательных инвентаризациях и ревизиях муниципального имущества своего города или посёлка. Сначала предложите депутатам рассмотреть предложенный вопрос, затем убедитесь, что вопрос рассмотрен и решение принято, а потом уже спрашивайте с депутатов, когда же соответствующие контрольно-ревизионные мероприятия станут практикой.
Если проблема кажется вам достаточно сложной – давайте организуем рабочую встречу с администрацией, депутатами и общественностью вашего муниципалитета. Команда специалистов от «Партии Великое Отечество» (ПВО, Пермское отделение), что называется, на месте окажет вам необходимую поддержку – как в обсуждении вопросов инвентаризаций и ревизий, так и практическую реализацию этих мероприятий.
Напоследок обратимся к опыту западных стран. У нас любят приводить Запад в пример, только делают это очень странно, советуя все народное добро распродавать, «как там». Между тем, на самом деле западные муниципалитеты очень заботливо относятся к своему имуществу, о чем свидетельствуют уставы городов и городков в разных странах. Так, Устав американского городка Фоллс-Сити (штат Небраска), с населением 4300 человек, включает в себя отдельную главу по управлению муниципальным имуществом. Первый же параграф главы (§8-101 «Муниципальная собственность: содержание и контроль») гласит, что администрация города несет обязанность осуществлять бережное хранение, ревизию и контроль всего имущества муниципалитета, которое должно содержаться «в полной исправности, защищенным от порчи» (в ред. Положения 17-567 RS Neb.).
ДЕРЕНДЯЕВ А.В.,
депутат Совета депутатов в п.Пашия, Пермский край.