Широко распространена практика создания при органах власти и должностных лицах советов по той или иной тематике.
Создание таких советов, безусловно, необходимо: они позволяют представителям власти, например, увидеть реальные проблемы правоприменения ранее вступившего в силу закона не в виде чиновничьих отчётов, а в формате откровенного диалога с активными гражданами; представители экспертного сообщества в составе общественных советов выносят конструктивные замечания и предложения по корректировке принимаемых управленческих решений. Сам феномен создания общественных советов является одновременно и аргументом «за» в споре по вопросу наличия гражданского общества, и следствием его развития.
Помимо вопросов развития институтов гражданского общества в сегодняшней информационной повестке часто поднимается тема реализации государственной молодёжной политики: от перечисления имеющихся проблем до постановки вопроса о необходимости её отдельного выделения (мол, существует ли вообще предмет регулирования для принятия ФЗ «О государственной молодёжной политике в РФ»).
Мне отрадно, что 9 ноября текущего года эти два вопроса, политической волей Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе – Михаилом Викторовичем Бабичем, соединились воедино и воплотились в структурные изменения в одном из общественных советов при Полпреде, дав тем самым молодёжи ПФО новую и принципиально отличающуюся от других площадку для реализации своих инициатив. Обо всём по порядку.
9 ноября 2017 г. в столице Приволжья прошёл Молодёжный форум ПФО.
Заявленная тематика форума: «Молодёжная политика сегодня: текущее положение, вызовы и перспективы». Организатором выступил Аппарат Полномочного представителя Президента РФ в ПФО, соорганизатором – Министерство образования Нижегородской области, уполномоченное на реализацию государственной молодёжной политики в регионе. Главная цель форума – услышать в открытой форме о тех проблемах, которые из-за неэффективности органов местной или федеральной власти не доходят до уполномоченных лиц, а, значит, не решаются.
Дискуссии развернулись на четырёх площадках, тематические направления которых тезисно изложены обобщающей записи.
В ходе прений на тематических площадках модераторы составляли списки проблем, которые участники устно формировали. Затем из этого списка проблем мы «растаскивали» сформулированные тезисы по образованным фокус-группам, в составе которых проводили SWOT-анализ тезиса, что в итоге давало возможность вынести более-менее конкретное предложение по решению проблемы. Это важно, потому как, будучи активным участником форумной кампании (посещал форумы разного уровня), всегда наблюдаю одно: молодёжь предлагает, действительно, интересные и порой очень смелые варианты решения проблем, но они всегда остаются на ватманах и в виде фотографий этих ватманов в смартфонах.
Далее эти инициативы, как правило, никуда не идут по той причине, что не проработаны в механике: например, когда молодой человек предлагает снизить налогообложение для начинающих предпринимателей, мы не можем поспорить, что это плохая идея и её не надо поддерживать; однако же на вопрос о том, где он изыщет средства для закрытия той дыры, что образуется при уменьшении налоговой базы для молодых предпринимателей, этот молодой человек ответить не может, ибо в такие детали он со своей инициативой не погружался. И это – основная проблема всех молодёжных инициатив: немногие прорабатывают механику их реализации. Принимая указанное во внимание, я опасался, что наработанные в рамках форума предложения и презентованные почётным гостям-экспертам предложения останутся на ватманах.
Параллельно с проводимой в течение дня работой мы неоднократно поднимали в ходе общих рассуждений тезис о необходимости создания площадки, на которую подобны решения можно было бы вынести и попросить людей, умудрённых как теоретическими знаниями, так и практическими навыками (читай, экспертов), «отшлифовать», «обтесать» молодёжные инициативы, чтобы они обрели не только внешне привлекательную оболочку, но и наполнились внутреннем содержанием – обрели механику своей реализации.
Рассуждая в этом ключе нами учитывался факт существования сегодня достаточного количества молодёжных органов: во многих субъектах есть Молодёжные парламенты, Молодёжные правительства, а в муниципалитетах существуют Молодёжные администрации или Молодёжные палаты при соответствующих органах. Тем не менее, суть созревавшей у нас идеи не сводилась к созданию очередного органа (создавать орган ради галки – не к нам); через всё полотно рассуждений красной линией проходил тезис о необходимости внесения на доработку со стороны экспертов молодёжных инициатив, чтобы в итоге представителям власти можно было положить на стол готовый алгоритм по решению проблемы (т.о. за представителем власти оставались бы лишь совещание со своими заместителями по перечню вопросов, относящихся к тематике проблемы, на решение которой направлен предложенный нами алгоритм, а затем – действия административно-распорядительного характера для претворения этого алгоритма на практике). Получалась бы эффективная цепочка: молодёжь решение и первичный алгоритм придумала эксперты оценку первичного алгоритма провели, внесли необходимые корректировки второй (окончательный) вариант алгоритм лёг на стол представителя органа власти/должностном лицу последовало составление и подписание распоряжения, содержащего перечень поручений для решения проблемы. Нами двигала и движет практическая направленность того, что мы создаём, о чём говорим.
Такое решение многие из нас, в ходе вечерней защиты перед экспертами предлагаемых решений, транслировали. В итоге инициатива по созданию площадки, на которую можно было проектную идею принести на экспертную оценку и доработку, приобрела, при поддержке Председателя Общественного совета по развитию институтов гражданского общества ПФО (члена Совета Федерации Мельниченко Олегом Владимировичем), форму – было принято решение создать Молодёжную палату при Полпреде. Вышло так, что настойчиво звучавшее от молодых людей «Мы готовы работать» и разработанные нами предложения поддержку получили.
Разъезжались с форума в ожидании дальнейших указаний со стороны Аппарата Полпреда относительно работы Молодёжной палаты. В скором времени нас пригласили на заседание того самого Общественного совета Приволжского федерального округа по развитию институтов гражданского общества.
Это стало вторым витком в развитии истории относительно поддержки наших инициатив: во вступительном слове Михаил Викторович Бабич (Полномочный представитель Президента РФ в ПФО) объяснил, в чём суть и принципиальное отличие создаваемой палаты. Получилось, что выше описанная цепочка по созданию, повторной проработке молодёжных инициатив и их выдаче представителям власти будет реализовываться именно через Общественный совет ПФО, т.к. он теперь состоит из двух палат: экспертной и молодёжной. Это и есть те структурные изменения, о которых я упомянул вначале.
Основным вопросом заседания стала роль гражданского общества в обеспечении общественно-политической стабильности в регионах округа, а также вопросы повышения легитимности избирательного процесса в Российской Федерации. Будучи свободными в высказывании своей позиции, члены Молодёжной палаты озвучили свои соображения в части повышения доверия населения к выборам и стимулирования роста электоральной активности молодёжи, в частности, на предстоящих президентских выборах (к слову, вопрос об электоральной активности молодёжи вообще одна из самых обсуждаемых тем на политических сменах молодёжных форумов).
Часть таковых соображений укладывалась в объяснение того, как органам власти, должностным лицам необходимо использовать социальные сети, в чём преимущества использования Telegram-каналов. Такие суждения продиктованы не только современными веяниями, а ещё и тем, что в современном информационном поле отсутствует позитивная государственная повестка, что мне довелось доказывать и презентовать на прошедшем форуме.
Этот вакуум заполняется негативной информацией, а также оппозиционными персонажами, умеющими грамотно на молодёжь через современные средства коммуникации воздействовать. Пост-релиз прошедшего заседания представлен на официальном сайте полпреда.
Получилось, что заседание общественного совета 1 декабря стало формальным началом работы Молодёжной палаты. На данный момент нами определяется порядок работы Палаты (предложенный мною алгоритм работы Молодёжной палаты находится на рассмотрении советника Полпреда, являющегося нашим координатором). Дополнительно ожидаем направления в наш адрес списка поручений от Полпреда, часть из которых начнём прорабатывать, т.к. в течение заседания Общественного совета ПФО Полпред неоднократно отмечал, что некоторые из поднимавшихся вопросов, которые требовали изучения, могла бы взять на разрешение как раз созданная Молодёжная палата. Ожидаем списка поручений. О дальнейшей деятельности нашей Палаты обязательно расскажу.
В заключение хочу обратиться к молодым читателям данной заметки: во-первых, государство молодёжь слышит и к не прислушивается; во-вторых, государство всегда даёт возможность себя и имеющиеся идеи реализовать, для этого надо объективно критиковать и одновременно с этим предлагать свои альтернативные варианты решения. Время суждений вроде «Государство нас не слышит» и «Надо иметь хоть какое-нибудь, пусть и опосредованное отношение к партии власти, а лучше всего к условному большому дяде» прошло. Настало время привлечения (читай, приглашения) к общественной работе при наличии конкретных результатов.
Напомню, что на сегодняшний день в российском законодательстве императивы в части государственной молодёжной политики (ГМП) задают Основы государственной молодёжной политики до 2025 г., утверждённые Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р. Федеральный закон, регламентирующий общественные отношения в области молодёжной политики, отсутствует (последний проект ФЗ вносился 20.06.2016 и был отклонён). При этом некоторые регионы имеют законы субъектов в части ГМП.
Александр Кажин, активист молодёжного крыла Партии Великое Отечество