Военно-патриотический клуб «Севастополь» направил обращение к заместителю министра культуры, главе департамента кинематографии Обрывалину Сергею Геннадиевичу. Текст послания размещен на сайте Клуба, а нам хотелось бы обсудить с товарищами по ПВО, зачем вообще нужны такие письма.
Суть нашего обращения состоит в том, что страна нуждается в развитии межрегиональных культурно-патриотических проектов, то есть реализуемых не точечно, в пределах одного города, а вовлекающих в участие сразу несколько регионов, скажем так, «фронтов», действующих по единому плану. Смысловое ядро единения, где сходятся культурные программы проекта, требуется особенное – насыщенное символами, которые отражают наш цивилизационный код и растут из наиболее ярких эпох русской истории, остающихся вечно живыми в народной памяти. Этим ядром, к примеру, может быть патриотический художественный фильм, который посмотрит вся страна. Такой, как, скажем, «28 панфиловцев».
В нашем обращении предлагается конкретная тема для фильма. Москву в 1941 году защищали не только 28 панфиловцев. Сильное сопротивление враг встретил и на Малоярославском направлении, где натиск гитлеровцев отразили курсанты пехотного и артиллерийского училищ города Подольска. Подвиг подольских курсантов в свое время был широко известен, хотя сегодня он несколько заслонен другими эпизодами Великой Отечественной.
Фильм о подольских курсантах, снятый к 2021 году, создал бы в обществе соответствующий настрой, который бы поспособствовал тому, чтобы 80-летие победы под Москвой не превратилось в локальный «праздник одного города», но отмечалось бы всей страной и сопровождалось бы повсеместным патриотическим воодушевлением. «У Министерства культуры в наличии достаточный запас времени, чтобы запланировать и профинансировать съемки художественного фильма о битве за Москву, создающего стимулы для межрегионального взаимодействия, консолидации организаций и движений из разных субъектов РФ», – заявляем мы в своем обращении к С.Г. Обрывалину.
Подействует ли письмо, даст ли оно какие-то плоды?
Мы уверены – возможно многое! Но не стоит заблуждаться, будто Минкультуры немедленно профинансирует съемки дюжины-другой отличных патриотических фильмов, настоящих, в которых нет «неоднозначных фрицев», «штрафбатов» или «сволочей». Этого, конечно, быстро не случится.
Тогда, спрашивается, на какие такие «плоды» от своего письма мы рассчитываем?
На опыт диалога с властью, который сейчас общество почти не ведет. Кинокритика постфактум таким диалогом не является. Когда Дмитрий Пучков или «Красный Циник» препарируют уже отснятые и запущенные в прокат картины – делается большое полезное дело, но это отнюдь не диалог с властью, а диалог со зрителем. Чтобы он, среднестатистический зритель, умел ориентироваться в кинопродукции, умел осмыслить увиденное на экране, не стал бы жертвой опасных мифов. А как же повлиять на появление фильмов «каких надо»?
Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет. Сколько ни говори со зрителем, Минкультуры само заказывать фильмы лучше того что снимаются – не будет. Значит, необходимо обучиться науке хотя бы говорить непосредственно с министрами и их замами – говорить и доносить свою мысль. Не только ругать то, что тебе не нравится, но и вносить какие-то предложения, рекомендации, идеи, которые могли бы направить деятельность Министерства в правильное, например, в патриотическое русло.
Мы говорим «хотя бы говорить», потому что вообще-то считается, что власть в первую очередь должна выполнять заказ ОБЩЕСТВА. Это значит, что мы могли бы не просто говорить, а буквально требовать. Но что и как требовать, если мы еще и говорить не научились? Поэтому… Давайте начнем говорить и говорить с властью непрерывно, чтобы «окреп голос», то есть чтобы доводы твои делались все более и более убедительными, идеи – привлекательными, проекты – интересными.
Одно письмо в высоких кабинетах затеряется, эхом не отзовется. Но мы уже наметили направление работы и отточили перо! Дальше дела пойдут лучше, новые наши идеи и проекты окажутся еще более сильными. Письма зазвучат мощнее, если нашу инициативу поддержат другие граждане, организации, движения, учителя, писатели, деятели культуры. Чтобы в Минкультуры полетели письма с десятками подписей. И не только в Минкультуры.
Предложения всегда несут в себе какие-то перспективные замыслы, несут факты, названия, имена, даты, которые могут пригодиться в текущей работе. И почему бы не на основе таких предложений, как наше, Минкультуры не формировать план своей работы? Так, например, для реализации проекта кинофильма о подвиге подольских курсантов в своем письме мы называем не только конкретное событие – подвиг, равный подвигу героев-панфиловцев. Но мы еще указываем и на конкретную книгу – Панков Д.В. и Панков Д.Д. «Подвиг подольских курсантов» (издана «Московским рабочим» в 1980 г.) – а книга — это даты, история училищ, действующие лица, целый сюжет, буквально — сценарий. Да, вот так — книга предлагается нами, как основа для сценария фильма, и это, согласитесь, важнейшая часть проекта.
И мы предлагаем вам, дорогие товарищи, также подумать над славными грядущими датами. И также заблаговременно проявить инициативу – сформулировать и направить свои предложения к действующим (или бездействующим) ветвям власти. Какие даты, события, героев, подвиги может и должно достойно осветить Министерство культуры РФ в перспективе. Но предложите не только даты, но и достойные книги, которые можно положить в основу сценариев.
ВПК «Севастополь»