Одна из тяжелейших трагедий 20-го века – Великая отечественная война. Прокатилась по человечности оставив как тяжелые воспоминания и невосполнимые потери, так и запечатлела героизм и самоотверженность русскоязычной части человечества бившейся за свободу думать, принимать решения и воплощать их в жизнь за себя, свою семью, своих близких действуя с ними сообща. Учитывая интересы иных народов исходя из представлений нравственности и морали, позволяющих построение справедливого совместного проживания и развития любых наций и народностей, а не только тех которые достигли определенного уровня военно-технического превосходства над всеми прочими и присвоивших себе право распоряжаться чужой жизнью.
Почему так?
История моей семьи, которая конечно насчитывает множество десятилетий уходящих вглубь истории, не только этнических руссов, но и прибалтов, поляков, белорусов, и думаю что многих других определившихся сегодня по национальному признаку народностей. Однако, имея возможность рассказать об истории своей семьи в обозримом прошлом своей жизни, не преследуя цели возвысить одних членов своей семьи и/или унизить других, а на своем примере показать объективную картину сложившейся действительности и то, как на самом деле отношусь к свершившейся трагедии 20-го века.
История семьи моей мамы началась в пятидесятых годах 20-го века со встречи моих родных дедушки – Марчинскас Витаутаса сына Каролиса и бабушки – Бахаревой Таисии Михайловны. Первый был из семьи литовского полицая высланного в конце 30-х гг. вместе с семьей из Литвы в Алтайский край, вторая из семьи коренных сибиряков, где отец последней и его родные братья прошли Советско-финскую войну и Великую отечественную войну.
Для чего это сказано?
Казалось бы, две семьи, одни жертвы советского режима, другие участники становления советского режима, это как вещают либеральные историки, создавая сакральную жертву из одних и деспотов из других.
Однако, это далеко не так, мной намеренно не будут приводиться факты ущемления интересов и прав моих родственников, как по дедушкиной линии, так и по бабушкиной, хотя в одном и другом случаях рассказать есть о чем. И мериться тем кому из них было тяжелее не вижу смысла, это не даст понимая того что же я обо всем этом думаю, ведь на самом деле, я не могу быть жертвой, я – это один из итогов их полноценно прожитой жизни.
Один только факт того, что моя мама и её братья были любимые дети и внуки, и то какой заботой со стороны дедушки и бабушки были окружены я и мои сестры, дает мне четкое понимание того, что прошедшая война на мировоззренческом уровне не оставила на столько глубоких неприязненных чувств, которые могли бы повлиять на меня, мою семью настолько, чтобы мы научились ненавидеть тех же немцев.
По рассказам одного из маминых братьев, деды не рассказывали об ужасах войны, всегда отшучивались, что «Не знают, как выглядит пистолет». Мне довилось запомнить младшего из братьев – Михаила, отца моей бабушки. Однако, о его подвиге не удалось поинтересоваться лично, так как в начале 90-х гг. я не мог бы сформулировать ни одного достойного вопроса в силу своего юного возраста, но об их подвиге свидетельствуют молчаливые свидетели – ордена и медали, полученные на фронте и в тылу, которые до сих пор хранятся в нашей семье.
Между тем, какие все-таки результаты были достигнуты Великой Победой и первое, что мне приходит в голову, это успех социальной справедливости построенной моими прадедами и дедами, задумайтесь каждый из старших членов моей семьи вырос в свободной стране они никто и никогда не говорили мне о том, что им запрещают с кем-то общаться и переписываться, куда-то ездить. Вдумайтесь, мой прапрадед вплоть до своей смерти получал литовскую прессу на родном ему литовском языке по почте, проживая в Алтайском крае, за многие сотни километров от своей Литовской родины.
Мои бабушки и дедушки получили достойное образование, позволившее им воспитать своих детей и внуков в достойной среде, обеспечить возможность получения образования детям и внукам. Мои дяди прошли службу в советской армии, даже более того, один из них служил в разведбате, то есть внук литовского полицая, имея литовскую фамилию, служил в разведбате, это ли не свидетельство равных возможностей.
Задумайтесь, два разных мира объединились в один, и родился я и мои сестры, мы выросли, получили образование, обзавелись своими семьями, и знаете, в нас никогда не тыкали, что мы какие-то другие. У нас много знакомых и друзей разных национальностей со схожими и не очень историями семей, но думается всех нас объединяет то наследие, та победа наших прадедов и стойкость наших прабабушек позволившая построить удивительный мир, где мы можем жить и развиваться. И когда сейчас вещают говорящие головы, что победы не было, что вы завоеватели, мне хочется им возразить – это не так и я тому доказательство. Доказательство открытости и доброты людей способных пройти сквозь огонь войны и не только победить, а построить более совершенный мир, где каждый друг другу друг, товарищ и брат, мир позволивший открыть космос для человека и позволивший мечтать о далеких мирах, мир достижения которого сегодня хотят свести на нет.
Сказанное конечно не дает мне право на утверждение – «Хорошо, что война была», это было бы преступлением с моей стороны. Всем нам нужно вынести уроки из трагедии прошлого, необходимо усвоить и больше никогда не просто не повторять, а не давать повода и возможности повториться ужасным событиям любой войны, тем более войны против человечности. Каждый из ныне живущих обязан участникам ВОВ и труженикам тыла прошедших сквозь огонь геноцида, своей сегодняшней возможностью жить и развиваться, радоваться тому, как растут дети, а самое главное обязан донести до следующих поколений горькую правду о тех минувших ужасных событиях ВОВ, чтобы следующие за ними поколения не спалили наш мир до тла, а смогли бы построить мир достойной памяти их предков.
Бережно о прошлом, чтобы идти в будущее,
Игорь Марчинскас.