Экономический рост России не возможен без планомерного развития каждого ее региона, а развитие любого региона не возможно без развития промышленных отраслей, без открытия промышленных предприятий, без развития производства.
Бурятия, как и другие регионы России испытала на себе всю «прелесть» залоговых аукционов и грабительской для государства приватизации: промышленные предприятия сначала были фактически за бесценок переданы в «эффективные» частные руки, а впоследствии вообще прекратили свою деятельность. Уничтожение промышленности, в большинстве своем сознательное, а где-то по глупости, ради сиюминутной наживы, привело к превращению Бурятии в дотационный регион, бюджет которого из года в год принимается дефицитным. Один из основных оставшихся источников дохода – это добыча и продажа полезных ископаемых, природных ресурсов. Благодаря «эффективной» деятельности части региональной элиты, сопротивляющейся сокращению доплат к VIP-пенсиям, Бурятия фактически превращена в некий сырьевой придаток. Большая часть оставшегося промышленного производства сосредоточена в городе Улан-Удэ и непосредственной к нему близости. Отсутствие рабочих мест с достойной заработной платой, низкий доход граждан, особенно в сельской местности, привели к тому, что жители районов предоставлены сами себе и ищут иные способы заработка, в том числе и нелегальные, связанные с заготовкой древесины у коммерческих лесозаготовителей, некоторые из которых занимаются вырубкой леса без соответствующих разрешений, что приводит к стихийной его вырубке, являющейся экологической диверсией, которая усугубляется увеличением пожаров, обмелением рек, опустыниванием территории и т.д.
После смены Главы Бурятии и обновления состава республиканского правительства в 2017 году были предприняты ряд мер по наведению порядка в лесозаготовительной отрасли с привлечением различных инвесторов, в том числе иностранных. Однако, принимаемые шаги, возможно из-за нерасторопности местных чиновников, погрязли в бюрократических коридорах, и не были должным образом доведены до широкого круга заинтересованных лиц, обычных жителей Бурятии.
В связи со слабой информированностью жителей о привлекаемом китайском инвесторе и создаваемых рабочих местах, а также естественное желание жителей района сохранить богатства природы от уничтожения и продажи за пределы России привели к майскому конфликту жителей Закаменского района и властей по вопросу передачи в аренду на 49 лет китайским инвесторам лесов для заготовки и переработки древесины.
Данной конфликтной ситуацией воспользовались определенные общественные деятели, которые, используя жителей Закаменского района и города Улан-Удэ, неравнодушных к уничтожению природных богатств Бурятии, вывели людей 14 мая 2018 года на несогласованную публичную акцию на главной площади возле здания Народного Хурала. В составе наиболее активных организаторов присутствовали активисты, выступающие на митингах в поддержку Навального, а в качестве участников — представители так называемого «НПСР», у истоков создания которого стоял уголовник Удальцов, виновный в организации беспорядков на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 году, целью которых было давление на В.В.Путина и срыва инаугурации, а в 2018 году на главных выборах России примкнувший к кандидату от КПРФ. Призывы к участию в данном мероприятии несколько дней звучали в различных социальных сетях и мобильных мессенджерах, при этом уведомление в соответствии с действующим законодательством о согласовании проведения данного публичного мероприятия, скорее всего, умышленно не подавалось. За точно такие же неоднократные нарушения, «величайший мыслитель современности» периодически подвергается административным мерам воздействия, что позволяет ему постоянно находится в топ интернет новостей. Из этого можно сделать вывод о том, что организаторы применяют одну и ту же «методичку» не только по самопиару, а в целом по раскачиванию внутриполитической ситуации в регионах России, с обязательными провокациями, направленными на противостояние граждан и полиции. Ни что и ни кто не мешал и не мешает активным гражданам, действительно переживающим за вырубку леса китайцами в Бурятии, провести согласованное мероприятие: рабочую встречу с представителями ответственных министерств и ведомств или публичное мероприятие (митинг или пикет) с заранее согласованными с администрацией местом, датой и временем их проведения, без нарушения действующего законодательства.
Публикации о данной ситуации региональными СМИ, подогревающим эмоции возмущенных граждан, происходили поэтапно: в 11-20 опубликована первая новость о возникновении конфликтной ситуации между протестующими и полицией, а в 12-07 опубликовано видео о встрече главы МВД Бурятии с собравшимися.
В результате данного противозаконного несогласованного публичного мероприятия по сведениям СМИ задержаны 11 человек, при этом широко используется именно ролик, содержащей сюжет с задержанием полицией предполагаемых организаторов, кроме того упоминается о поддержке одного из задержанных юристами штаба Навального в Бурятии.
В социальных сетях распространение получило полностью смонтированное видео о ситуации. Только своевременное правомерное задержание нарушителей правопорядка и личное вмешательство Главы МВД Бурятии позволили снизить градус напряженности. В тот же день 14 мая 2018 года, после произошедшего инцидента, Глава Бурятии лично постарался разъяснить возникшую ситуацию в ходе пресс-конференции, в которой были затронуты фактически все болевые вопросы. В то же время не затронуты такие моменты, как:
- стоимость инвестиционного проекта, реализуемого китайской компанией «МТК-Дженкей»;
- участвует ли Российская Федерация в финансировании;
- почему такой проект не реализует Бурятия самостоятельно без китайского инвестораж
- предусмотрены ли гарантии того, что в случае не выполнении обязательств по инвестиционному договору или при его нарушении, такой договор расторгается с возмещением всех возможных потерь Российской федерации;
- кто из конкретных представителей власти готовил и лоббировал данный инвестиционный договор и какая предусмотрена персональная ответственность конкретного чиновника за возможные убытки от его реализации или не исполнения;
- что является результатом переработки леса;
- какие предоставлены гарантии в обеспечении новыми легальными рабочими местами жителей Бурятии.
Кроме вышеуказанных, в ходе пресс-конференции не заданы, на мой взгляд, ключевые вопросы:
- кому будет принадлежать вырубленная древесина и переработанный китайской компанией «МТК-Дженкей» лес: коммерсантам из «поднебесной» или останется в собственности Бурятии?
- кто после строительства завода по глубокой переработке древесины будет его владельцем: Россия или Китай?
По какой причине данные вопросы не были затронуты, неизвестно, возможно, что некоторые из них никто не задавал, а возможно некоторые из этих вопросов умышленно остались в тени, так как в соответствии с частью 2 статьи 9 главы 1 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Таким образом, одно из основных богатств России – лес, как возобновляемый природный ресурс, может находится в частной собственности. На основании таких пробелов в главном законе России сложилась порочная практика, что пока лес растет, то он фактически государственный и принадлежит всему народу России, но когда лесной участок передают в аренду с целью вырубки леса и его последующей переработки, то вырубленный на этом участке лес и полученные из него пиломатериалы каким-то волшебным образом становятся собственностью предпринимателя. При этом положения указанной статьи Конституции могут быть изменены только Конституционным Собранием, о созыве которого с 1993 года до сих пор не принято соответствующего федерального закона. При этом «партию власти» такой порядок вещей вполне устраивает, и она, имея по результатам выборов 2016 года конституционное большинство, не торопиться разрабатывать и принимать данный закон.
В программе ПАРТИИ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО, а также в программе общероссийского общественного движения «ПАТРИОТЫ ВЕЛИКОГО ОТЕЧЕСТВА» предусмотрено: «Исключительное право государства распоряжения природными ресурсами. Продажа ресурсов на внешнем и внутренних рынках за национальную валюту – рубли». Реализация на законодательном уровне данного принципа позволит, в том числе, навести порядок в вырубке лесов и обороте древесины и пиломатериалов на территории России. Это станет возможным только при выполнении шагов, предусматривающих передачу определенных полномочий, включающих прием и продажу древесины и пиломатериалов государственным предприятиями от лесозаготовителей и введение ограничения продажи древесины и пиломатериалов за пределы России только на государственных товарных лесных биржах. При этом коммерческие предприятия по заготовке леса, в том числе и иностранные, могут только привлекаться за определенную плату для осуществления вырубки леса и передачи его российским государственным предприятиям, а самостоятельная торговля древесиной и пиломатериалом такими организациями исключается.
Такие мероприятия позволят: вывести из оборота «черных лесорубов», регулировать цены на древесину и пиломатериалы на внутреннем и внешнем рынках, получать доход от реализации всей древесины и пиломатериалов на внешнем рынке в бюджет Российской Федерации, минуя посредников. При этом лесозаготовители, которым запрещено самостоятельно продавать древесину и пиломатериалы, будут заинтересованы в сдаче всех их объемов государственным предприятиям для получения максимальной прибыли, исключая теневую торговлю. Созданные государственные предприятия по приему древесины и пиломатериалов от лесозаготовителей позволят создать новые дополнительные легальные рабочие места.
Конкретные шаги для передачи государству полного контроля над лесозаготовкой и наведения порядка в данной отрасли могут быть выработаны в ходе дискуссий, но без четкой программной основы, которой нет у «партии власти», использующей полумеры, связанные с привлечением иностранных инвесторов и передачей им полного права на результат вырубки леса, способен лишь на какой-то небольшой по историческим меркам период увеличить поступления в бюджет Бурятии за счет сдачи в аренду лесных участков и возможных налоговых отчислений, в случае регистрации иностранного предприятия в регионе, а не за его пределами, а тем более за пределами России.
До тех пор, пока в России не будут убраны вредные «закладки» в отдельных статьях Конституции, и пока чиновники из числа представителей «партии власти» не перестанут мыслить пропагандируемой их лидером необходимостью передачи «эффективным менеджерам» государственных предприятий и природных ресурсов, а также «мантрами» о привлечении иностранных инвестиций, внешние силы через вполне конкретных общественных деятелей будут и дальше расширять пропасть между обычными гражданами и представителями власти, используя любые противоречия, а впоследствии постараются сделать все, чтобы спровоцировать массовые волнения народа и управлять данными протестными акциями для организации цветного сценария по аналогии с Украиной.
В данной же конкретной ситуации с вырубкой леса в России должен быть четко сформулирован основной тезис: «Российский лес может продавать только Россия и только за рубли».
Председатель РО ПВО в Бурятии
Источники фото: