В последние годы в некоторых российских школах проходят эксперименты «раздельного обучения» школьников, когда мальчики и девочки обучаются отдельно в разных классах.
Опыт раздельного обучения существовал в царской и советской России. Основная цель раздельного обучения в дореволюционной России заключалась в подготовке девушек к роли матери, жены и домохозяйки, а мужчин – к государственной военной или гражданской службе, к занятию коммерцией, наукой. Отдельно существовали мужские гимназии и отдельно женские. Девушкам преподавали иностранные языки и уроки словесности, этикет, в свободное время они занимались рукоделием, танцами и домоводством. Считалось, что женщины не способны овладеть точными и техническими дисциплинами. Для мальчиков и юношей перечень изучаемых предметов был значительно шире. К тому же они имели возможность обучаться в высших учебных заведениях, в которые девушкам доступ был закрыт.
В 1918 году советская власть провозгласила всеобщее равенство, в том числе и равенство полов, поэтому образование стало совместным. Девочки получили право поступать во все учебные заведения. Ведущие педагоги того времени подчёркивали, что именно смешанное обучение формирует чувство товарищества между мальчиками и девочками. Эксперимент был успешным, однако в 1943 году, во времена Великой Отечественной войны вновь восстанавливается раздельное обучение мальчиков и девочек. Мальчиков обучали быть воинами — защитниками Отечества, а девочек учили совмещать материнство и труд на благо Отечества, быть такой универсальной «матерью-труженицей». Поэтому «профильные» предметы в школах вновь разделились: у мальчиков преобладала физкультура и начальная военная подготовка, у девочек домоводство, рукоделие, стенография, педагогика дошкольного воспитания. По итогам реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением нет преимуществ в организации педагогического процесса, но есть трудности в воспитательной работе. В 1954 году правительство принимает решение о возвращении совместного обучения в школах.
Первые эксперименты раздельного обучения появились в 1990-е годы и продолжаются по настоящее время. Прежде, чем экспериментировать с раздельным обучением, необходимо определиться с целью такого подхода обучения. Изучив информационное пространство по теме раздельного обучения, мы пришли к выводу, что основная цель раздельного обучения в XXI веке – это повышение успеваемости, качества знаний. Мы считаем, что кроме повышения успеваемости, необходимо акцентировать внимание на подготовке девушек к семье, материнству, домохозяйству, а юношей – защитника Родины, труженика, семьянина. В целом стремиться воспитать всестронне развитую гармоничную личность. Образ девушки «матери-труженницы» вполне приемлем для нашего времени, поскольку сегодня лукаво пропагандируется образ «труженицы», но не матери и жены.
Поддерживаем современные подходы к раздельному обучению: мальчики и девочки учатся в разных классах в стенах одного образовательного учреждения; перечень базовых предметов для всех един, но отличаются дисциплины, входящие в вариативную часть; внеклассные мероприятия для детей обоих полов в большинстве случаев проводятся совместно.
Сегодня раздельное обучение строится на биологических особенностях развития мальчиков и девочек. Когда мальчики учатся отдельно от девочек, педагоги могут выработать специфические приемы, которые будут наиболее эффективны с каждым полом в отдельности. Следовательно, результаты успеваемости будут выше.
Женский и мужской мозг имеют свои особенности функционирования. У девочек больше развито правое полушарие, поэтому они воспринимают знания через эмоции. У мальчиков — левое, поэтому им нужны доказательства и эксперименты, логика и рациональность. Раздельное обучение позволяет ребёнку взять за основу то, что даёт ему лучше «прочувствовать» материал, найти тот способ решения задачи, который соответствует его типу функциональной организации мозга. В классе девочек учитель вместе с ними разбирает алгоритм выполнения задания, постепенно учит действовать самостоятельно, подготавливая к поиску собственных решении нетиповых заданий. В классе мальчиков учитель включает детей в задания, требующие сообразительности и быстроты реакции, подводит к открытию принципа решения, не отвергая ошибок и предположений. У детей нет страха перед негативной оценкой противоположного пола, концентрация внимания выше.
В присутствии мальчиков девочки больше озабочены впечатлением, которое производят на них, а не учебой. Мальчики свое внимание выражают через обидные замечания. В гомогенном классе учителя отмечают более высокий уровень самооценки и мотивации достижения успеха. Ребёнок больше верит в собственные силы, снижается страх негативной оценки и насмешек со стороны противоположного пола. При раздельном обучении учителя отмечают снижение физической агрессии у мальчиков: они легче «договариваются» при разрешении возникающих конфликтов, не возникает необходимости «демонстрации» перед девочками своей физической силы. В совместных классах девочки вынуждены конкурировать за внимание мальчиков, а не учиться. Девочки при совместном обучении с мальчиками часто теряют важные составляющие женского типа личности. Им приходится одновременно конкурировать с мальчиками в учебе и пытаться понравиться им.
При раздельном обучении важно создание женской и мужской сферы обучения. Для девочек подбирают задания, которые будут им наиболее интересными – построение урока строится на обсуждении элементов из домашнего хозяйства, рукоделия (цветы, украшения). Класс оборудован женским гармоничным пространством – цветы, вязаные изделия, цвета, картины. Школьная программа должна быть дополнена уроками труда и этикета, где девочки и мальчики могли бы учиться вести домашнее хозяйство. Для мальчишек, наоборот, воспитание мужских качеств – мячи, роботы, машинки. Период раздельного обучения должен быть с первого по восьмой класс, когда заканчивается подростковый кризис. В старших классах школьников необходимо делить по предметному принципу.
В XXI веке актуально вводить раздельное обучение, но не повсеместно, а у родителей должен быть выбор совместного или раздельного обучения ребенка. Актуальность раздельного обучения продиктована тем, что на государственном уровне транслируется и частично вводится гендерное равенство, в результате чего стереотипы мужчин и женщин стираются. Раздельное обучение поможет не только улучшить качество образования, но и воспитать в мальчиках и девочках будущих матерей, защитников и отцов.
Соболева Татьяна Геннадьевна,
Руководитель Комитета ПВО по социальной политике.