23 марта 2019 года в Барнауле прошел круглый стол «Цифровизация школьного образования: проблемы и последствия». Организаторами круглого стола выступили Общероссийское общественное движение «Патриоты Великого Отечества», Алтайское региональное отделение Ассоциации родительских комитетов и сообществ России, Алтайская краевая общественная организация «Общественный родительский комитет».
Участие в круглом столе приняли учителя, психологи, социальные педагоги, ученые, представители шести краевых общественных организаций.
Председатель Комитета ПВО по социальной политике Татьяна Соболева в своем докладе «Современная цифровая образовательная среда в РФ» сообщила:
«В рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда» планируется создать единый контент, в котором будут представлены он-лайн курсы всех уровней образования. Для всех категорий граждан образование станет доступным. Учащиеся школ посредством он-лайн курсов осваивают образовательную программу, учитель выступает в роли куратора. В вузах часть преподавателей освобождается от работы. К 2025 году планируется обучить 11 млн. учащихся школ, вузов, профучилищ, это порядка 90% от всего количества обучающихся». При этом он-лайн курсы образовательные организации должны разработать за свой счет или за счет привлеченных средств. Государство по проекту не выделяет средства на развитие инфраструктуры. Всего планируется потратить 3,2 млрд. рублей, в том числе 60% за счет внебюджетных источников.
В настоящее время предполагаемые этапы проекта не выполнены, но установка Правительством РФ дана для внедрения цифровизации в образование. Д.А.Медведев в одном из выступлений пояснил цель цифровизации образования – цифровой экономике нужны подготовленные кадры. «Электронная школа» – это процесс уничтожения классического образования. Цифровизация возможна как вспомогательная часть процесса образования, но не альтернатива традиционному образованию. Отрицательные последствия внедрения безальтернативного цифрового образования для страны очевидны»
Каланчина Ирина Николаевна, кандидат филосовских наук, заместитель председателя Алтайской краевой организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» отметила: «Роль учителя в процессе обучения нельзя исключать, так как личность воспитывает личность. Именно основное среднее образование – это сердце настоящего и будущего страны. В школе ребенок учится мыслить, писать, считать, читать, познает мир, и с этими знаниями вступает во взрослую жизнь. Проект цифровизации утвержден, но до его разработки не были проведены медицинские, психологические, педагогические исследования, что является не логичным и абсурдным со стороны государства. Проигнорировано мнение родителей в отношении планируемых мероприятий цифровизации школы. Родительская общественность не была ознакомлена с результатами пилотного тестирования Московской электронной школы и Российской электронной школы на базе ограниченного количества школ и с оценкой этих результатов профильными специалистами.
Согласно законодательству РФ, родитель является законным представителем ребенка и представляет его интересы в школе, суде и т.д. без доверенности и любого иного документа. Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями. Полностью проигнорировав мнение родителей, их поставили перед фактом, что внедрение цифровой школы не предполагает никакой альтернативы и исключает сохранение традиционной школы для основной части обучающихся. Сегодня повсеместно внедряются в принудительном порядке электронные журналы, электронные дневники, электронные пропуски, электронные карты питания, камеры видеонаблюдения для распознавания лиц, позволяющих идентифицировать всех входящих в учебное заведение по лицу и призванных обеспечить безопасность в школах. Согласие на обработку персональных данных является добровольным волеизъявлением каждого человека. Навязывать использование электронных услуг никто не в праве. Также не имеет юридического обоснования внедрение системы «цифровой школы».
Шевченко Ирина Юрьевна, председатель Алтайского регионального отделения Ассоциации родительских комитетов и сообществ, доложила о работе Московской электронной школы как пилотного проекта цифровизации образования:
«Этот проект начался с внедрения Московской электронной школы в качестве пилотного варианта в 2016 г. в шести образовательных учреждениях г. Москвы, в сентябре 2017 г. её распространили на 608 учреждений. Эта школа включает в себя аппаратную и программную части. Первая — это интерактивная школьная доска, доступ к Wi-Fi, ноутбук, планшет учителя, сервер в школе, структурированные кабельные сети и т.д. А вторая – это обеспечение сетевого доступа для работы с информацией, загрузки учебных материалов, демонстрации и моделировании их на уроке, а также наличия электронной библиотеки с материалами. Это означает, что на уроках школьники, начиная с младших классов, должны пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми. Учитель же будет «наставником, направляющим и ориентирующим детей в цифровом образовательном пространстве».
По плану, к декабрю 2020 г. планируется внедрить «цифровые учебно-методические комплексы» по 11 предметам, а также по 40 дисциплинам дополнительного и профильного образования в основной и старшей школе. Эти комплексы должны «частично или полностью» заменить традиционные бумажные учебники. Проект направлен на создание индивидуальных траекторий обучения, и по итогам окончания школы выпускники должны использовать для поступления в средние и высшие учебные заведения цифровые образовательные портфолио. Что же касается учителя, то он должен быть заменён инструктором»
Проект «Цифровая школа» несёт в себе серьёзные угрозы нашим детям и существенно нарушает статьи Конституции и действующего законодательства Российской Федерации. По итогам круглого стола участниками были сформулированы следующие причины, последствия и угрозы очередной реформы образования:
Медицинские и психологические. Расширенные специализированные Санитарные правила и нормы на массовое использование электронных устройств в рамках проектов электронных школ в образовательной деятельности не разработаны. Всесторонней и всеобъемлющей работы по выявлению возможных рисков в краткосрочной и долгосрочной перспективе не проведено, отсутствует обоснование безопасности новой учебной среды, связанной с использованием электронных средств обучения. Внедрение «цифровой школы» является нарушением п.9 ст. 13 Федерального Закона «Об образовании», в которой говорится: «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается».
Авторы проекта скрывают или игнорируют, что имеются многочисленные исследования и экспертные заключения российских и зарубежных учёных, доказывающие, что работа детей с электронными устройствами приводит к крайне негативным последствиям для их здоровья, имеющим различные проявления:
- вредное влияние электромагнитных излучений;
- негативные изменения в развитии мозга и психики детей;
- общее нарушение здоровья ребёнка.
Педагогические. Проект не имеет под собой научного, педагогического и практического обоснования, не указывает, в чём заключается полезность и какова его безопасность для наших детей. Не указано кем и на основании каких исследований было принято решение о масштабном внедрении электронной школы. Проект, который преподносится как современная прорывная и безопасная система, в действительности имеет все признаки опасного эксперимента над нашими детьми, который проводится без добровольного согласия родителей. Он запускает неапробированные технологии, последствия и влияние которых на детское здоровье не изучены. Замещение цифровыми технологиями естественной передачи знаний от старшего поколения младшему неизбежно приведёт к утрате навыков самостоятельного мышления. Это угрожает не только суверенитету страны, но и каждому человеку в отдельности». Проект «цифровая школа», ликвидируя традиционное педагогическое наследие и всю систему передачи фундаментальных знаний, ведёт к явной умственной и интеллектуальной деградации молодёжи и детей. Именно поэтому от нас скрывают, что как раз тогда, когда в России вводят электронное образование, на Западе идёт широкое обсуждение разрушительных последствий действия электронных школ, которые существуют там уже несколько лет.
Это внешние показатели, свидетельствующие о том, что электронное обучение представляет собой не прогресс, а регресс и деградацию. Что касается непосредственных причин деградации, то здесь хотелось бы выделить только три негативных момента использования компьютерных технологий в электронной школе.
Во-первых, это связано с применением цифровых средств (клавиатуры) для письма. Дети всё чаще впервые знакомятся с письменной речью через них, а не путём чтения книг и собственноручных записей на бумаге, что отрицательно влияет на способность к чтению. Нейробиологические исследования, проведённые с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, показывают, что только формирование букв с помощью карандаша прокладывает моторные следы памяти, которые во время восприятия букв активизируются и облегчают узнавание букв по их визуальному образу. Этот дополнительный моторный след памяти, содействующий чтению, не формируется, если буквы вводили посредством клавиатуры, потому что движения, необходимые для нажатия на клавишу, не имеют никакого отношения к форме букв.
Во-вторых, это связано с обучением по электронным текстам в сети, при котором ребёнок поверхностно воспринимает прочитанное. При работе с бумажной книгой ребёнку проще запомнить то, что он прочитал. Мозг запоминает не столько фактуру, сколько её расположение на странице, так ему легче структурировать информацию. Ребёнку удобнее следить за прогрессом в чтении и контролировать его, так как он может делать пометки, отмечать страницы, он погружается в смысл написанного, понимает и запоминает его.
В-третьих, это связано с вытеснением учителя из образовательного процесса и заменой его искусственным интеллектом. «Цифровая школа» становится искусственным препятствием между педагогом и учеником, которые большую часть времени будут тратить на взаимодействие с электронными технологиями, что приведёт к утрате живого общения, являющегося важнейшим звеном передачи социального опыта.
Экономические. Новая реформа образования может рассматриваться как коммерческий проект, выгодный бизнес-структурам, продвигающим IT-технологии и гаджеты. Мы видим, что бизнесу надо знать всё о наших детях, чтобы, начиная с рождения, курировать развитие ребёнка и направлять его в соответствии с нужной этому бизнесу траекторией. Так последовательно создаётся система абсолютной прозрачности и тотального контроля за детьми, а через них – и за их родителями.
Специалистами адвокатского бюро «ЮрГазЭнерго» подготовлено обращение в Министерство здравоохранения РФ по внедрению проекта «Цифровая школа», материалы которого вошли в обсуждение круглого стола. С обращением можно ознакомиться по ссылке https://vk.com/doc306826266_496973695?hash=f7f308e92081df8496&dl=73b90a4ab79206a38b Обращение содержит подробный юридический, психолого-педагогический анализ внедрения проекта «Цифровая школа».