В Алтайском отделении движения «Патриоты Великого Отечества» прошел очередной дискуссионный политклуб на тему: «Культура и экономика». В качестве вступительного доклада выступил член ООД ПВО Игорь Александрович Глущенко. В своем выступление он, в частности, отметил следующее: «… Какой бы период истории любого государства мы не взяли, всегда росту экономики предшествует развитие культуры и духовности общества. И никогда – наоборот. Самые известные примеры падения не только экономики, но и самого государства, которым предшествовало духовное обнищание – Римская и Византийская империи.
В какой-то степени исключением из этого правила можно считать резкое развитие экономики Японии, Кореи и Китая. Но оно было, благодаря огромным финансовым вливаниям извне. И Япония уже пожинает плоды этого неестественного развития. 50% японских семей не могут иметь детей. 60 % корейцев до 40 лет не считают необходимым иметь семью.
Сейчас экономисты всего мира озабочены низкими темпами роста экономики. Но максимум, что они могут сделать – это прогнозировать очередной кризис. Не хочет экономика подчиняться лучшим специалистам в области бизнеса. Казалось бы, — причём здесь культура? Просто никто не принимает во внимание тот факт, что люди с высоким духовным развитием, занимаются созидательным бизнесом с целью развития своей страны, своего народа. А остальные – просто стремятся сделать деньги, зачастую за счет других. В результате никакого роста не происходит, — созидательного развития нет».
Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы прозвучавшие и обсуждавшиеся на заседании политклуба.
Экономика, как способ ведения хозяйственной деятельности, зависит от культуры. В каждом обществе исторически складывается свой тип экономики сообразно традициям. Культура первична, экономика вторична. Экономику формирует культура. Культура включает в себя национальные традиции, представления о добре и зле, об эстетике, о том, как жить и поступать правильно, выражающиеся в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Какое общество — такие пословицы и поговорки. Труд и отношение к труду важная часть ведения любого хозяйства (экономики). «Добывай из людей деньги, как из свиньи сало» — гласит поговорка американских пуритан, носителей самого чистого духа капитализма. В западной культуре труд, особенно физический, удел презренных (раньше, рабов, теперь – «лузеров»). В русской культуре, напротив, к труду и людям труда самое уважительное отношение. В советском кино ярко воспевался человек труда.
Взять ту же аферу «МММ» в 1990-х. Ясно, что людей соблазнили возможностью получить большие «легкие» деньги, пустив свои деньги в рост через Мавроди. Как это согласуется с русской культурной традицией? Абсолютно ей противоречит. Если взять трехтомный труд В. Даля «Пословицы русского народа», то в первом томе можно найти добрую сотню пословиц, которые прямо предупреждают против соблазна легких денег и спекуляций — добра от них не жди («Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою», «Деньга лежит, а шкура дрожит», «Домашняя копейка лучше отхожего рубля», «Избытку убожество ближний сосед» и т.д.). Если бы эти пословицы, как отражение «неявного знания», были бы включены в оснащение ума, то при рассуждениях о возможных выгодах вклада в «МММ» они подавали бы тревожные сигналы и многих заставили бы внять голосу здравого смысла.
По сути, культура — это свод правил жизни и взаимодействия людей в обществе. Большую роль в формировании культуры сыграл религиозный фактор. Все мы люди православной культуры и семьдесят лет официального атеизма в СССР особо не изменили наш культурный код. Православие до сих пор остается культурным фундаментом России. Православие предполагает жизнь общества как большой семьи. Поэтому именно у нас возникла плановая экономика, при которой верховный руководитель (монарх, царь, президент) из единого центра управляет хозяйственной деятельностью, не пуская дела на самотек и не надеясь на «невидимую руку рынка», которая сама все отрегулирует. Плановая экономика – продукт нашей культуры. Западное общество в ходе буржуазных преобразований начало отходить от христианских традиций. В протестантизме идет деление людей на избранных и отверженных. Избранные, это те, кого Бог сильней одарил деньгами.
На экономику России значительно повлиял климатический фактор. Вернее, сначала климат повлиял на культуру – утверждение коллективизма, который, в свою очередь, повлиял на экономику. Коллективное ведение хозяйства в суровых климатических условиях и короткий летний период – главный фактор выживания.
Существующая экономическая модель (капитализм, рыночная экономика) не работает в России не потому, что у нас вороватые чиновники и бизнесмены-космополиты, а потому, что сама модель нам не подходит. Нельзя механически перенести одну модель, пусть где-то хорошо работающую, на другую почву. Для работы той или иной модели нужна подходящая среда. Автомобиль хорошо ездит по дороге, но не может перемещаться под водой. Для перемещения под водой нужен не автомобиль, а подводная лодка. Беда наших либералов – западный механистический взгляд на мир. Дескать, все в мире можно изменить, «подкрутив» какую-нибудь шестеренку в механизме. Из физики известно, что помимо классической механики, в мире действует электромагнитные силы, термодинамические явления, квантовая механика, теория относительности — невидимые силы, которые оказывают большое влияние на окружающую среду. Мир не ограничивается одной механикой.
Экономика как наука относится к числу общественных (социальных) и напрямую связана с такими науками как философия, история, политология, психология, т.е. зависит от воли и сознания людей, в отличие от наук естественных.
В 1990-х годах часть нашей управленческой элиты отошла от российской культуры, и стала неадекватна обществу, которым управляет. Либеральная идея-фикс — построить капитализм на русской почве, потерпела неудачу. Эксперимент по построению капитализма в православной стране продолжительностью почти в тридцать лет, это достаточный срок, чтобы доказать несостоятельность этой идеи. Россия остановилась в развитии. Капитализм можно будет построить в России, только если мы перестанем быть русскими.
Чисто экономические идеи, вроде свободного предпринимательства и конкуренции русский народ в массе своей не вдохновляют, а, наоборот, разъединяют и расслабляют, гасят творческий потенциал. Многие вынужденно занимаются предпринимательством. Власть в России должна понимать, что мобилизовать и консолидировать могут только надэкономические, «высшие» цели и задачи. Такие цели витают в воздухе, однако современные парламентские партии пока не в состоянии их сформулировать. Как говориться: «кадры решают все». Россия должна показать миру выход из рыночного тупика общества потребления и культа личной наживы, в который Запад завел весь мир. В этом может состоять наша «национальная идея», которую все так долго ищут. Россия может и должна показать экономическую модель, при которой раскрываются созидательные силы каждого члена общества, растет духовный и творческий потенциал общества, справедливо распределяются доходы населения, нет безработицы и коррупции, экономно расходуются природные ресурсы, не загрязняется окружающая среда.