Одним из аргументов либералов против патриотов и главным козырем перед молодежью в агитации за современный капитализм (рыночные отношения) состоит в том, что сейчас у каждого третьего россиянина есть автомобиль, а раньше при «совке» автомобиль был роскошью. Разберем этот тезис. Был ли автомобиль в СССР роскошью? Нет. Поскольку не было самого понятия «роскошь». Все (за исключением части москвичей) жили примерно одинаково: и тракторист, и председатель колхоза, и токарь на заводе, и городской чиновник. Автомобилей просто было меньше. Легковые автомобили использовались в основном для работы: таксистами в городе, высокими начальниками, агрономами и председателями колхозов на селе или инвалидами войны (ездили на «Победах» или специальных «инвалидках»).
Об автомобилях люди особо и не думали, поскольку была другая альтернатива – воздушный транспорт. И быстрее и безопаснее. В СССР была развита большая сеть пассажирских авиаперевозок с около 1 300 аэродромами. Вспомните фильм «Ирония судьбы или с легким паром» (1975 г.), где главный герой возмущенно восклицал: «Они летают каждые полчаса!», имея в виду маршрут Ленинград – Москва. Даже в малые города и сельские районы добирались на самолетах. Например, в Алтайском крае были регулярные авиамаршруты: Барнаул – Горно-Алтайск, Барнаул – Рубцовск, Барнаул — Камень-на-Оби, Барнаул – Волчиха, Барнаул — Петропавловское, Барнаул-Кулунда, Бийск — Алтайское и т.д. Даже если между населенными пунктами было чуть более 100 км летали самолеты (г. Бийск – с. Алтайское).
Стоимость билетов была на 10-15 % выше, чем на автобусе или на поезде, и доступна для всех. Добираться автобусом в сельские районы было не комфортно, из-за плохого качества дорог (пыль, сильная тряска). Кстати о дорогах. Видимо наши деды провели экономический расчет, суть которого в том, что доставлять людей самолетом из точки А в точку Б дешевле, чем автобусами. Автотранспорт требует строительства дорог, что стоит неимоверно дорого. Так, стоимость 1 км обычной двухполосной асфальтовой дороги стоит около 60 млн. современных рублей (около 1 млн. долларов). Было много грузовиков, для доставки различных грузов (строительных материалов, продуктов, почты и проч.), которые не требовали качественных дорог. Легендарный грузовик «Камаз» разрабатывался как раз под наши дороги.
Да и страна у нас самая большая, в отличие от большинства стран мира. Поездки на автомобиле экономические оправданы и целесообразны на относительно небольшие расстояния до 200 км. А если еще учесть, что в зимнее время наша страна покрыта снегом по полгода и дороги требуют затрат на очистку (спецтехника, топливо, люди)?
Теперь, понятно, чего мы лишились в 21 веке – дешевого перемещения по всей стране. Авиатранспорт теперь для богатых. А много ли наездишься на автомобиле? Из Барнаула до Москвы ехать около трех суток. Долго, накладно и опасно. Шагнув в тотальную автомобилизацию, мы теряем ежегодно тысячи людей. По статистике автомобильный катастрофы уносят от 20 до 30 тыс. жизней россиян каждый год. Другие отрицательные стороны: городские пробки, в которых люди теряют часы драгоценного жизненного времени, и загазованность выхлопными газами, наносящая вред физическому здоровью. Это пиррова победа автомобилизации над самолетами.
Отдельно следует разобрать миф о плохом качестве советских автомобилей. Часто почему-то сравнивают советские автомобили с сегодняшними (!). Такое сравнение не корректно. Это все-равно, что сравнивать способности двух людей с разницей в возрасте в 20-30 лет. Сравнивать можно технику одного года выпуска. Если взять 70-е годы, то наш автопром не сильно отличался от европейского тех времен («Жигули» это копия итальянского «Фиата»). Если не верите – посмотрите фильмы того времени. Отставание началось с приходом Горбачева и перестройкой, когда перестали вкладываться деньги в КБ и производственные фонды, в том числе и в автомобильную промышленность.
Наши автомобили по качеству действительно уступали японским и американским. Но прежде чем ругать или смеяться над «Жигулями», «Москвичами» и «Запорожцами» надо понять «небольшую» вещь. Разницу в экономических системах капитализма и социализма. При капитализме цель — получение прибыли. Поэтому конкурируя за клиента на внутреннем и мировом рынке производители изобретают различные «навороты» (кожаные сиденья с подогревом, продвинутые магнитолы и т.п.). Мы производили авто для себя, для внутреннего пользования. Наши деды не старались понравиться клиенту, не делали культ из автомобиля и предпочитали вкладывать деньги в самолеты и космические корабли, чем в транспорт вчерашнего дня. Цель экономики СССР — удовлетворение потребностей общества. Потребность в перемещении в пространстве на большие расстояния удовлетворялась воздушным транспортом. Перемещение на малые расстояния до 100 км на «Жигулях» и «Москвичах» не считалось дискомфортным (да и люди были не такие нежные, как сейчас). Пускать пыль в глаза окружающим «крутой тачкой» задачи тоже не стояло. Кстати, в СССР были не только «Москвичи» и «Запорожцы». Были и «статусные» автомобили «Волга» и «Чайка» с неплохим уровнем комфорта для того времени.
Андрей Соболев, руководитель Алтайского отделения ООД ПВО (г. Барнаул)