В настоящее время наличие незаконного оборота некачественной промышленной продукции является одной из острых проблем, препятствующих как развитию отдельных отраслей экономики, так и промышленности РФ в целом. Высокая доля незаконного товара в общем обороте промышленной продукции не только не стимулирует участников рынка соблюдать стандарты качества, но и наносит существенные потери бюджетной системе страны. Боле того, несоблюдение участниками рынка стандартов и технических условий, причиняет вред и создает угрозу здоровья покупателей, нас с Вами.
По заявлению Министра промышленности и торговли, Дениса Мантурова, точно оценить объемы незаконного оборота некачественной продукции на российском рынке невозможно, поскольку недобросовестные участники рынка стараются оставлять как можно меньше следов, работают без регистрации, сертификации, без уплаты обязательных таможенных и налоговых платежей.
В то же время, по официальным данным МЧС России 27% от общего числа пожаров в стране происходит по причине эксплуатации электрооборудования с некачественными кабельными изделиями в устройстве. За прошлый год число таких инцидентов превысило 41 000 тысячу, что нанесло суммарный ущерб стране в размере более 4 млрд. рублей.
По данным Роспотребнадзора, «Около 63% смертей в России связаны с алиментарно-зависимыми заболеваниями (болезни, вызванные плохим питанием)». Одним из главных факторов, виляющих на данный показатель, специалисты выделяют контроль за соблюдением фитосанитарных норм и технических регламентов в сфере пищевой промышленности.
По данным Госторгинспекции, по итогам проверок в магазинах детской продукции бракуется до 60% от представленного товара. Одним из самых распространенных нарушений является контрафактный товар, изготовленный неизвестным производителем. В погоне за прибылью недобросовестные производители и импортеры не останавливаются ни перед чем, вплоть до нарушения санитарно-гигиенических норм. В частности, распространены случаи выявления ароматического амина в составе красителя для детских изделий. Это вещество является канцерогеном и запрещено для использования на территории РФ и ЕС.
По данным Высшей школы экономики общий годовой оборот фальсификата и некачественных товаров в потребительской корзине россиянина доходит до 2,5 триллионов рублей. При чем по отдельным товарным группам объем подделок доходит до 40% от общего объема реализуемых товаров.
Нельзя говорить, что государственные структуры не озадачены данной проблемой. К столбовым законодательным актам, нацеленным на борьбу с незаконным оборотом продукции можно отнести следующие.
Распоряжение Правительства РФ № 2592-Р от 05.12.2016 регламентирует Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период до 2025 года. Предусмотрены такие меры как
- • совершенствование законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции
- • внедрение комплексной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту товаров
- • реализация системы отслеживания товарной единицы на всех этапах от производства до реализации.
В 2017 году вступил в силу приказ Росстандарта № 647 от 29.03.2017 который наделяет органы государственного надзора правами
- • выдавать предписание о приостановке реализации указанной продукции
- • информировать потребителей об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при ее использовании.
В правоприменительной практике наиболее часто встречается Федеральный закон № 175-ФЗ от 18.07.2017. Данный закон регламентирует административную ответственность для продавцов, изготовителей, а также иных сторон причастных к незаконному обороту продукции отвесность в размере до 500 000 руб.
К сожалению, несмотря на прочную нормативную базу, проблема оборота некачественной продукции остается актуальной для нашего рынка.
Одним из факторов, препятствующих решению проблемы оборота некачественной продукции, является присутствие на рынке недобросовестных центров сертификации продукции. Для противодействия этому явлению Федеральная служба по аккредитации инициировала программу по выявлению недобросовестных центров на основе таких признаков как:
- • Некорректные сроки подачи информации о выданных сертификатах, декларациях и протоколах испытаний.
- • Выявление двукратного и более прироста числа, выданных сертификатов, деклараций и протоколов испытаний по сравнению с предшествующим периодом.
- • Выдача сертификатов в подозрительно сжатые сроки.
Другой мерой, призванной очистить рынок от некачественных товаров, является Внедрение системы маркировки и отслеживания товаров. Речь идет об инструменте не только государственного, но и общественного контроля, который позволит покупателям осуществлять проверку товаров непосредственно в месте продажи при помощи бесплатного мобильного приложения. Российская система строится на механизме идентификации каждой единицы товара с помощью уникальных цифровых кодов с криптографической защитой. Данная система позволяет отслеживать весь цикл существования товарной единицы от производителя до конечного потребителя. Сегодня система уже функционирует на рынках табачной продукции, обуви и изделий из натурального меха.
Миронов Артем Алексеевич,
член Общественного движения «Патриоты Великого Отечества»