Явление непонимания требований к квалификации персонала между работодателями и учебными заведениями стало сегодня острой проблемой, сдерживающей не только рост экономики, но и развитие страны в целом. Проблема профессиональных кадров стала неизбежным следствием перехода к постиндустриальному миру. Жизненный цикл современной потребительской техники стал короче периода активной трудовой деятельности человека. Как следствие, традиционная система образования не в силах обеспечить трудовые кадры актуальными компетенциями. Задача модернизации системы профессионального образования становится ключевой для формирования кадрового потенциала промышленного сектора страны.
В западных странах над данной проблемой стали задумываться в конце 1980-х годов. В результате чего утвердилась модель непрерывного развития квалификационного потенциала трудовых ресурсов по средствам постоянного взаимодействия образовательных учреждений, работодателей и государства.
В нашей стране так же ведется работа по адаптации системы профессионального образования согласно вызову времени. Перенимая опыт передовых западных государств, мы пришли к пониманию необходимости внедрения системы регулирования образовательных процессов по средствам механизма профессиональных стандартов.
Для того, чтобы начать решать данную проблему 3 декабря 2012г. был принят Федеральный Закон № 236, который добавил вТрудовой кодекс РФ ряд статей, определивших базовые понятия, а также порядок разработки и применения профессиональных стандартов. В частности, были введены такие понятия как
В первую очередь в создании профессиональных стандартовзаинтересованы работодатели, т. к. система профстандартовявляется основой для установления конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.
В то же время профессиональные стандарты могут выступать как основа для формирования федеральных государственных образовательных стандартов и стандартов профессионального образования. В итоге данная деятельность приводит к актуализации учебных программ и методических пособий.
Основополагающим документом в сфере разработки профессиональных стандартов является постановление Правительства № 23 «О правилах разработки профстандартов» от 22 января 2013г.
В качестве организаций-разработчиков профессиональных стандартов могут выступать
Разработку профессиональных стандартов необходимо осуществлять с привлечением образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
Разработка профессиональных стандартов может осуществлятьсякак за счет собственных средств в инициативном порядке, так и за счет средств Федерального бюджета. В качестве разработчика стандартов могут выступить некоммерческие организации, формы которых вошли в перечень, утвержденный приказом Минтруда России.
Основным документом, регламентирующим методику,разработчики профессиональных стандартов является приказМинтруда № 170н от 29 апр. 2013. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»
В рамках рекомендуемой методики можно выделить 6 этапов разработки проекта ПС.
На подготовительном этапе организация–инициатор разработки формирует рабочую группу.
В состав рабочей группы по разработке профессионального стандарта рекомендуется включить «носителей» профессиональной деятельности (или их непосредственные руководителей), работников кадровых служб, методистов, представители образовательных организаций.
Организация–инициатор обеспечивает поддержку деятельности рабочей группы, а также контроль за выполнением этапов и сроков разработки проекта профстандарта. В том числе организация–инициатор осуществляет взаимодействие с партнерами и заинтересованным сторонами в рамках проекта.
Этапе первичной разработки профстандарта формирует цикл разработки, который состоит в том чтобы разработать первичный проект стандарта на основе всей имеющейся информации. После чего в широком экспертном сообществе проводится серия отрытых обсуждений проекта стандарта.
Обсуждения могут быть как очными (фокус-группы, интервью, круглые столы), так и заочными (анкетирование, сбор экспертныхзаключений).
В результате обсуждений рабочая группа получает конструктивные замечания и дополнения к проекту. На основе собранной информации происходит совершенствование и доработка проекта профстандарта. Цель обсуждений – разработать итоговую версию проекта профессионального стандарта, отражающую мнение всего экспертного сообщества.
На данном этапе разработки первичного проектапрофстандартов решаются задачи:
В качестве источников информации для разработки профстандартов могут выступать:
Следующим этапом разработки является «Профессионально-общественного обсуждения проекта»
Главной задачей этого этапа является информирование широкой аудитории о процессе разработки профстандартов.
Рекомендуется добиваться широкого освещения процесса разработки профстандартов путем проведения публичных мероприятий: конференций, круглых столов, семинаров.
Рекомендуется информировать общественность об этапахразработки профессионального стандарта в средствах массовой информации и по средствам публикации статей в специализированных отраслевых изданиях.
Необходимо обеспечить размещение проекта профессионального стандарта и сопроводительных материалов на сайтахнепосредственного разработчика, на специализированном сайте Министерства труда, а также на Интернет-ресурсах других заинтересованных организаций.
На заключительном этапе разработки проекта профессионального стандарта по результатам Профессионально-общественногообсуждения в проект вносятся заключительные правки.
После чего разработчик готовит пакет документов по проекту профстандарта для отправки на утверждение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Пакет документов должен включает в себя как проект профессионального стандарта, так и пояснительную записку к проекту, содержащую сведения
После утверждения проекта стандарта в Министерстве труда,сведения о новом профессиональном стандарте вносятся вНациональный реестр профессиональных стандартов, созданный на базе ВНИИ Труда Минтруда России.
В результате разработки и утверждения ПС мы обеспечим понимание учебными заведения требований к качеству образования со стороны предприятий и таким образом будет снят ряд противоречий, накопившихся на рынке труда.
Миронов Артем Алексеевич, зам. пред. СПК товаров народного потребления и Легкой промышленности , http://spklp.ru/
член ООД «Патриоты Великого Отечества»