28 января 2020 года активисты Движения «Патриоты Великого Отечества» вышли по всей России с плакатами «За прозрачность доходов чиновников!» в одиночные пикеты. В акции приняли участие активисты из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, республики Адыгея, Новосибирска, Кемерово, Алтайского края, Ростова-на-Дону, республики Башкортостан, республики Крым.
Мы знаем, что существует целый ряд законов, указов и подзаконных актов, которые предписывают госслужащим декларировать свои доходы и отчитываться за расходы, если они превысили в отчётный период сумму доходов за три года.
Так например, статья 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» гласит: «Настоящий Федеральный закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки».
.
Казалось бы, какие могут быть вопросы? Ведь 230-ФЗ исчерпывающе предписывает нашим чиновникам отчитываться и за доходы, и за сверх расходы. И они отчитываются в установленном порядке. Нормы публикации деклараций очень интересны. Сведения о доходах и имуществе публикуются на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу. В «открытой» версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей. При наличии недвижимости за рубежом указывается только страна, где она находится.
.Для того, чтобы и вовсе ценное имущество не попадало в декларацию чиновника есть десятки проверенных способов – активы можно записать на совершеннолетних детей, маму, тёщу, братьев-сестёр, на разведённую фиктивно жену, а можно просто покупать эти активы от своего ООО — Общества с ограниченной ответственностью, учредителем которого является рассматриваемый чиновник.
Мы знаем, что есть Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Пункт 6 статьи 11 гласит: «В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации».
.А кто ему мешает передать ООО в управление фонду или трасту, и при этом владеть пользоваться всеми имеющимися активами? А если учредителем ООО является только жена госслужащего, то и передавать в доверительное управление ничего никому не надо, так как эта ситуация не вызывает вопросов у контролирующих органов согласно 273-ФЗ.
.
Почему для проведения акции мы выбрали именно этот день? Дело в том, что особенно опасен тот факт, что преступно нажитое и незадекларированное богатство российские коррупционеры хранят там – за рубежом.
28 января 2009 года Сенат США выдал резолюцию HR 31, которая провозгласила 28 января Национальным днем приватности данных. С тех пор в мире принято отмечать День защиты персональных данных.
.
Приведём «в пример» популярную в последнее время схему — основой служит искусственно созданный спор двух юридических лиц, которые через суд получают решение о взыскании не существующего на самом деле долга. Судебные приставы на законных основаниях начинают исполнительное производство, выносится судебное решение о взыскании, средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счета, будучи таким образом легализованными. Как указано в рекомендациях ЦБ, используются счета как в России, так и за рубежом. В итоге, через участие судебных институтов, российские и зарубежные счета создаётся вполне легальный «чистый» доход.
Кто, что и от кого защищает?
Кому выгодно, чтобы данные о личном благосостоянии слуг государевых были окутаны тайной? Подавляющему большинству россиян нечего скрывать – скорее – скрывают от нас. Под видом защиты IT-данных в интернет пространстве создан эффективный инструмент манипуляции теми чиновниками России со стороны Запада, которые нечистоплотны в финансовых вопросах.
.
И ведь за рубеж руки нашей инспекционной службы не дотягиваются. В Европейском союзе на страже персональных данных пользователей стоит Общий регламент по защите данных (GDPR), принятый в мае 2018 года.
В свою очередь, 152-ФЗ имеет ряд существенных отличий от GDPR, одно из которых — требования о локализации баз данных с данными россиян на территории России.
В широком смысле, 152-ФЗ экстерриториального действия не имеет и не распространяется на нерезидентов (лиц, не имеющих официальное присутствие в России), собирающих персональные данные Россиян за границей. Однако, в контексте необходимости локализации данных на территории РФ, значение имеет наличие у иностранной организации целенаправленной деятельности по сбору данных.
Получается, что GDPR является более продвинутой версией 152-ФЗ, позволяя привлекать к ответственности за утечку персональных данных даже те компании, которые не являются резидентами ЕС, но имеют доступ к информации граждан Европейского союза.
Риторический вопрос – кого больше – наших коррупционеров там или их вороватых слуг государства здесь?
.Целью общероссийской акции Движения ПВО является инициация общественного диалога с целью выработки эффективных механизмов контроля финансовой порядочности государственных служащих.
Согласно статье 3 главы 1 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Считаем правильным обеспечить максимальную прозрачность доходов и расходов гос. служащих и членов их семей перед обществом.
.
.
.