Территориальное Общественное Самоуправление как основа развития территории

Сегодня мы публикуем материал нашего коллеги по ПВО из Ростовской области Лилеева Валерия Владимировича, который делится с нами своим личным опытом создания и работы Территориального Общественного Самоуправления.

«Сначала очень краткая историческая справка для понимания логики тенденций развития ТОСовского движения и осознания его перспектив.

Начало ТОСу положено ещё в июле 1991 г. тем самым Верховным Советом РФ, который позже был расстрелян в прямом эфире. Закон назывался «О местном самоуправлении». Однако вскорости изменившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в стране потребовала новой законодательной базы.

В 1994 и в 1995 гг. Госдума 1-го созыва приняла сначала постановление, а потом и закон по МСУ, в котором территориальное общественное самоуправление было поставлено в один ряд по значимости с местным референдумом, муниципальными выборами, сходами граждан.

В Госдуме 2-го созыва наступило понимание, что закон о ТОС не работает для жителей хуторов, деревень, микрорайонов, отдельных домов. Был подготовлен очень смелый для того времени и, возможно, слишком оптимистичный проект закона, в котором органам ТОС (ОТОС) придавались права выдвижения кандидатов в депутаты, провозглашалась возможность иметь свои предприятия, в т.ч. кредитные организации, иметь в своей собственности земли. Проект закона активно обсуждался и в ГД, и за её пределами. Закон не был принят, но оживление привело к росту создания ОТОС.

В период этого подъёма, в 1998 г., мне посчастливилось принять участие в создании ТОС в заводском микрорайоне одного из оборонных заводов Ростова. Это территория многоэтажной застройки. В период создания и на первом этапе функционирования ОТОС я убедился в полезности самой идеи для простых жителей территории, в повышении их общественной активности и самооценки. В комитет ТОС (КТОС) шли постоянные обращения граждан с предложениями по благоустройству территории. Было, правда, и определённое противодействие со стороны администрации района, особенно по кандидатурам в состав КТОС. Однако, всё было преодолено, и буквально в первый год деятельности были решены многие вопросы, которыми мы буквально засыпали исполнительную власть района. Например, около школы, располагающейся на территории ТОС, не только разместили дорожные знаки «бегущие дети», но и «лежачих полицейских» уложили; детскую площадку, на которой до того было опасно даже просто находиться детям из-за риска получить травму на, так сказать, неровностях покрытия, разровняли, огородили, поставили футбольные ворота, баскетбольные «вышки»; многолетний «гейзер» на оживлённом перекрёстке оказался ликвидированным, наконец-то, службами водоканала; заасфальтировались пришедшие к тому времени в негодность дорожки между домами и много ещё чего полезного произошло. Например, организовался ансамбль народной песни, который по сей день участвует в культурной жизни Юга России.

Этот ТОС и сейчас деятельно функционирует. Правда, в связи с тем, что очень большая часть критических вопросов территории решена, цветы, предоставленные администрацией района, высаживаем весной, проводим праздник масленицы и другие мероприятия с участием ансамбля. В настоящее время на территории этого ТОС проживает 15 тыс человек. Это много по современным меркам.

Вновь вопросы ТОС были подняты уже в ГД 3-го созыва, и в октябре 2003 г. как раз был принят тот ФедЗакон131, который регламентирует деятельность ТОС по настоящее время.

За прошедшие с тех пор годы в стране было создано очень много ОТОС. В Ростовской области их сейчас более 1 тыс. Но в этом показателе кроется и проблема тоже: по инициативе администраций создано немало фиктивных ТОСов, никем не избранных образований, о которых проживающие на их территории люди даже не подозревают, с номинальными формальными председателями, «воздушными» отчётами, даже без протоколов об их создании. Полагаю, не последнюю роль в том, что наш Президент обратил внимание на существенные недостатки в практике организации ТОС, как раз и сыграло наличие этих «пузырей»: 5 августа 2017 г. в гор. Кирове состоялось под председательством В.В.Путина заседание Совета по развитию МСУ. В постановляющей части протокола заседания было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ создать условия для развития территориального общественного самоуправления с возложением ответственности на губернаторов.

Стало понятно: Президенту нужна поддержка «снизу» в той «эволюции сверху», которую он постепенно проводит.

Вот как раз в результате этого совещания были доработаны и размещены на сайтах правительств регионов исчерпывающие материалы по процедуре организации ОТОС с проектом всех сопутствующих этому процессу документов.

Отмечу лишь, что ОТОС можно создать от одного подъезда и от трёх домов частного сектора. Ограничений сверху нет. Люди, проживающие на территории ТОС, входят в состав его участников независимо от факта регистрации; быть прописанным человеку, принимающему участие в ТОС по месту реального проживания, не обязательно. Внутри существующего ТОС могут организовываться другие ТОСы при выполнении определённой процедуры; это позволяет преобразовать территории с существующими лишь только на бумаге ТОСами в территории с реальной самоорганизацией граждан.

В ростовском региональном отделении ООД ПАТРИОТЫ ВЕЛИКОГО ОТЕЧЕСТВА создан комитет ТОС, который возглавила Елена Николаевна Шуякова. По нашему мнению, Елена Николаевна – один из ведущих специалистов-практиков по вопросам организации и функционирования ТОС минимум в Ростовской области.

Сейчас небольшая информация о ТОС «Единство», который создала Елена Николаевна в марте 2018г.

Исходные данные: район малоэтажной застройки. Главная проблема для двух улиц – планирование строительства 17-этажного дома, уже вырытый котлован, который уже портит проезжую часть, наносит вред частным домовладениям; общая проблема – та самая проезжая часть, которую с трудом можно назвать дорОгой. Надо сказать, что из практики, ничто так не способствует объединению людей в ТОС, как наличие хронических общих проблем по месту жительства. В этом ТОСе оказалось 200 человек.

После прохождения инициативной группой всех необходимых процедурных действий и регистрации устава и границ ТОС «Единство» в администрации района, случился звонок из этой самой администрации с предложением что-нибудь сделать для указанной территории. В общем, без особых проволочек была проведена обрезка аварийных деревьев, приведена в порядок и облагорожена площадка для сбора бытовых отходов, чуть позже – приведено в порядок водоснабжение, до которого раньше очередь не доходила.

Труднее развивались события по поводу многоэтажки. ТОС своими силами организовал проверку проектно-сметной документации, в которой была найдена серия нарушений, всё это передано в прокуратуру и – последовала отмена строительства дома департаментом архитектуры и градостроительства.

Дороги. Когда комитетчики ТОСа проверили дороги, две свои и несколько в округе, сфотографировали, запротоколировали, потом затребовали акты выполненных работ, проверив всё ещё и на портале госзакупок – началась операция «Факты против актов». Выявлены хищения примерно на 4 млн рублей, половина денег уже возвращена в бюджет. «Прицепом» обследовались вопросы с дорогами и на сопредельных территориях: По документам получалось, что их ремонтировали дважды! На самом деле – ни одного раза!! Впрочем, когда появились признаки «движухи» — подрядчик срочно приступил к ремонту! Один из результатов этой активности  — ТОС «Единство» начал расширяться за счёт обращений жителей соседних улиц.

Комитет ТОС ПВО Ростова – постоянный участник гражданских форумов, общественных слушаний; недавно достигнуто принципиальное согласие об открытии школы ТОС при ОНФ; там же будет работать наш консультационный пункт; совместно с Областной общественной палатой проведён форум «ТОС – школа лидеров новой формации». В числе наших предложений, встретивших поддержку, основным считаем такое: в целях повышения качества работ поставщиков муниципальных услуг внести в положение о тос муниципальных образований ростовской области дополнение о совместной приёмке работ, выполняемых на территории тос, руководством тос и органа местного самоуправления («заказчика»).

Почему бы следующим шагом не обсудить придание ТОСам функций общественного контроля на своей территории?!!

Творческая активность группы отзывается качеством на пожеланиях граждан при организации новых ТОСов. Так, в одном из будущих ТОС в устав будут внесены пункты о профессионально-технической ориентации подростков. Глядишь – так постепенно возродим и ПТО с ПТУ, чего так сейчас недостаёт. А это уже образовательная функция ТОС. Если пройдёт такой вариант устава, вместе с группой по образованию КС можно было бы в этом направлении поработать.  А отсюда уже недалеко и до воспитательных «хотелок» … по месту жительства, и до мировоззренческих. Впрочем, всё это можно осуществлять и без внесения в устав, если ТОС будет создаваться группой единомышленников.

И вот мы подошли к анонсированной в начале доклада теме о создании каркаса народовластия. Совершенно очевидно, что тот человек, который подберёт и организует единомышленников, доведёт коллектив до успехов, окажется самой реальной кандидатурой в местные депутаты. Так вот, идея: формировать разные структуры МСУ так, чтобы они располагались в границах избирательных участков. По мере заполнения будут появляться районные ассоциации МСУ в граница ТИК, окружные в границах ОИК и региональные в границах Обл и Респ ИК.  Пожалуй, это единственный вариант, когда организовать тос, общины могут люди и без наличия особых проблем по месту жительства. Но для этого надо иметь много сторонников. Везде.»

Лилеев Валерий, Ростовская область

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp