Воспитание материнства и отцовства как стратегическая задача ВУЗа

Один из пунктов программы движения ПВО звучит так: Стимулирование рождаемости и поддержка института семьи на государственном уровне. Отказ от ювенальной юстиции. Именно поэтому наши коллеги уделяют много внимания вопросам семьи и рождаемости. В продолжение предыдущего материала, публикуем статью Соболевой Т.Г. из Алтайского края, г. Барнаул.

«Одним из первых этапов социализации молодежи после школы является получение профессии, трудоустройство, создание семьи и рождение детей. В последнее десятилетие появление различных субкультур, например чайлдфри, негативно сказываются на создании семьи и рождении детей. В вузах семейное воспитание не входит в общую часть воспитательного процесса.

Воспитание материнства и отцовства относятся к семейному воспитанию, которое широко пропагандировалось в 1970-е – 1980-е годы в школьном образовании, в старших классах преподавался курс «Этика и психология семейной жизни».

В федеральном законе «Об образовании РФ» в понятие «воспитание» заложен смысл семейного воспитания: «Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Создание семьи, родительство, рождение детей относятся к социализации обучающегося в интересах государства и общества. Однако, в стандартах  организации  воспитательной  деятельности  образовательных организаций, Концепций воспитательной деятельности в российских вузах, семейному воспитанию не уделяется должного внимания.

В федеральном документе «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 202 года» от 29.11.2014 г.  №  2403-р семейное воспитание занимает ключевое место и относится к основным принципам реализации государственной молодежной политики, предусматривающая задачу создания благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей (раздел III, п.7-д).  Реализация этой задачи в рамках семейного воспитания предусматривает осуществление следующих мероприятий: воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку; формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей; создание условий для стимулирования рождения второго и последующих детей, а также для развития семейных форм воспитания и других мер социальной поддержки.

Воспитание материнства и отцовства готовит студентов к осознанному выбору супруга, созданию крепкой семьи, пониманию своих родительских обязанностей.

Традиционно понятие «материнство» включало в себя биологический, социальный и духовный смысл. К социальному материнству относились молочные матери, крестные, приемные, посаженные матери, «богоданные матери» (тещи и свекрови). Биологическое материнство предполагало осуществление способности женщины зачать, выносить, родить, вскормить, воспитать ребенка. В русской традиции мать не делает аборты и не отказывается от рожденных детей. Мать искренно радуется и ждет ребенка на свет. В процессе воспитания мать дает детям любовь, заботу и ласку, жертвует собой, сострадает, радуется. Мама подает детям пример чистоты, хозяйственности, жертвенной любви. Рождение ребенка и обретение женщиной новой роли – роли Матери, безусловно, находится в ряду жизненно важных событий.

Нередко молодые девушки испытывают страх предполагаемого важного жизненного события — рождение ребенка. Страх обусловлен тем, что молодые женщины не знают особенности протекания беременности, первого года жизни  ребенка, ухода за малышом (кормление, пеленание, купание). После рождения многие матери испытывают психологические изменения, которые часто сказываются на сохранении семьи. Важно будущим мамам объяснить для чего нужен здоровый образ жизни, целомудрие, тесный контакт с ребенком до трех лет. Молодые мамы спешат выйти на работу в первый год жизни, ребенок недостаточно получает материнской любви, что также сказывается в дальнейшем на становлении личности и его духовных качеств.

Воспитание материнства – это подготовка молодых женщин к роли матери, включающая психологические, педагогические, социальные установки. Первичные знания и навыки о материнстве – это хорошая профилактика абортов и отложенного материнства, мотивация к рождению первого ребенка и здорового малыша, сохранения беременности. Воспитание материнства в вузе может включать целую программу или план работы в рамках клуба молодой мамы или кураторских часов, отдельных мероприятий. Сегодня достаточно литературы по материнству, но личное общение с опытными мамами, педиатрами, медиками позволит найти дорогу к знаниям о материнстве. Важно, чтобы воспитание материнства основывалось на традиционных духовно-нравственных семейных ценностях и исключало такие чуждые человеку явления как аборт, контрацепция, вспомогательные репродуктивные технологии и т.д. Такие явления приводят к бесплодию и духовным болезням.

Мероприятия по воспитанию материнства могут включать знания о подготовке к беременности, протекании беременности, родах, уходе за ребенком в первый год его жизни, развитии малыша до трех лет. Методы воспитания могут проходить в форме лекций, практикумов по уходу за малышом, встреч с православными гинекологами и педиатрами, педагогами. В случае невозможности пригласить специалистов, достаточно привлечь опытных мам из числа преподавателей или кураторов, которые могли бы поделиться опытом и знаниями на основании доступной литературы.

Вместе с воспитанием материнства важно прививать молодому поколению знания об отцовстве. В настоящее время институт отцовства претерпевает существенные изменения – статус отцовства понижен, теряется понимание значимости отца в семье и воспитании детей. Это связано с большим количеством разводов, рождением внебрачных детей. Отцовство — это высший уровень развития личности мужчины, это набор реальных практик, которые связаны с воспитанием детей.

B июне 2015 года Международная организация MenCare опубликовала отчет о роли пап в семьях по всему миру. В ходе исследования были выявлены следующие особенности:

— ответственное отцовство помогает детям успешно расти, забота отца влияет на детей аналогично материнству, участие отца ускоряет процесс познания мира, улучшает успехи в школе, психическое здоровье детей и их дисциплину;

— ответственное отцовство позволяет женщинам и девочкам раскрыть свой потенциал, а мужчин делает счастливее и здоровее;

— мужчины, сознательно взаимодействующие со своими детьми, сообщают, что эти отношения являются одним из важнейших источников хорошего самочувствия и счастья;

— дети нуждаются в подтверждении своей нужности со стороны отцов.

По мнению исследователей, чем больше обязанностей у отца в воспитании детей и в семейных делах, тем многочисленнее и сильнее отношения, возникающие между такими отцами и окружающим их социумом, что, в свою очередь, снижает злоупотребление спиртным и курением, а также склонность к домашнему насилию.

Воспитание отцовства – это психологическая, педагогическая и социальная подготовка к роли отца молодых мужчин. Воспитание отцовства включает роль отца до рождения и после рождения ребенка, роль отца в воспитании ребенка, образ отца как главы семьи. Мероприятия по воспитанию отцовства могут включать клуб молодых отцов, круглые столы, лекции, создание роликов о папах, конкурс творческих работ, встречи с многодетными отцами, педагогами, медиками. При этом будущим отцам дозволительно знать об особенностях протекания беременности и уходе за ребенком. Отец, как и мать, принимает участие в уходе и развитии малыша, помогает матери в бытовых вопросах.

Таким образом, непростая и стратегически важная задача воспитания материнства и отцовства молодого поколения позволит не только воспитать гармонично развитую личность, но частично решить демографические проблемы страны, а главное укрепить и сохранить институт семьи.»

Соболева Т.Г., Алтайский край

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp