Дистанционное обучение — люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

Еще полгода назад никто и предположить не мог, что привычное нам традиционное образование в школах и университетах будет полностью заменено на дистанционное. Кто-то станет учиться просто хуже из-за потери прямого контакта с преподавателем, а кто-то и вовсе перестанет учиться из-за невозможности приобрести все необходимые для этого гаджеты. Серьезно обеспокоена уже не только родительская общественность, но и сами учащиеся – что будет с нами и нашими детьми, если и после карантина нам не вернут традиционное образование?

.

«На дистанцию выходят… или итоги одного опроса

И так же бывают разные случаи, так же иногда

топорщатся характеры, и так же временами,

как в улье, тревожно гудит коллектив…

И всё такой же трудной и хитрой

остаётся наука педагогика.

А.С.Макаренко

Согласимся с А.С. Макаренко, действительно, «бывают разные случаи». Такого случая, какой переживает Россия сегодня, не было никогда. «…тревожно гудит коллектив…», я имею ввиду наше общество.

Карантин, самоизоляция, дистанционное обучение – вот те реалии, с которыми столкнулись педагоги, ученики, родители. Болезни и поветрия никогда не бывают кстати, а нынче так и вовсе. Учебный год был «подбит» при заходе на «посадку»: аэродромные огни ОГЭ и ЕГЭ уже были видны выпускникам невооружённым глазом. Казалось, ещё немного, ещё чуть-чуть…

И если для девятиклассников самоизоляция принесла «усушку» программы ОГЭ вдвое (вместо 4 экзаменов теперь сдают 2), то выпускники одиннадцатых классов получили только отсрочку по времени.

А остальные ученики: из начальной, основной и средней школы? Как они? Чем обернётся для них такое «смазанное» завершение учебного года? Вопросов много, а вот ответы на них нужно ещё поискать.

Самым очевидным и разумным в сложившейся ситуации казался переход обучения на дистанционный формат. Тем более, что интернет-технологии и пресловутая «цифровизация» были любимыми «фишками» недавнего премьера. Его правительство много средств ассигновало на процессы компьютеризации всей страны.

По выстрелу стартового пистолета на дистанцию вышли все – педагоги, ученики и родители. Не стану описывать все перипетии дистанционного обучения, которые начинаются с отсутствия в отдельных районах нашего Отечества сети интернет и не заканчиваются неспособностью отдельных семей иметь в доме достаточное количество компьютеров (несколько учеников-детей + родители-труженики).

Меня заинтересовал опрос, организованный товарищами из Городского Совета родительской общественности Серпухова и посвящённый дистанционному обучению как совершенно новому явлению в жизни общества. Их начинание обернулось, как иногда бывает, не просто обменом мнениями на уровне родного «села-города-района». Злободневная тема привлекла внимание более 200 000 респондентов по всей стране. В опросе участвовали люди из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, Владимира и Волгограда, Воронежа и Смоленска, Липецка и Тамбова, Орла и Калуги, Красноярска и Читы, Хабаровска и Петропавловска-Камчатского, Барнаула и Владивостока, Перми и Краснодара, Ставрополя и Майкопа, Уфы и Улан-Удэ, Махачкалы и Назрани, Элисты и Кызыла, Петрозаводска и Сыктывкара, Абакана и Нальчика, Ижевска и Грозного, Чебоксар и Симферополя, и прочая, и прочая, и прочая.

Сам опрос состоял из пяти вопросов:

1. Ваше отношение к дистанционному обучению?

2. Какие трудности возникают в процессе дистанционного обучения?

3. Какие плюсы Вы видите в дистанционном обучении?

4. Какие минусы Вы видите в дистанционном обучении?

5. Согласны ли Вы, чтобы дистанционное обучение продолжилось после отмены карантина?

Пойдём по порядку и попробуем понять наших соотечественников и разобраться в сути их отношения к дистанционному обучению.

Вопрос 1. Ваше отношение к дистанционному обучению?

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

С первым вопросом, правда, случилась «пересортица» в ответах. Из-за неопытности, вставили вариант ответа о приемлемости дистанционного обучения в принципе. Не произойди это, картинка выглядела бы более радикально. Можно смело предположить, что около 90 % респондентов не принимают дистанционное обучение как достойную альтернативу нашему классическому «очному» уроку. Примерно по 5 % опрошенных соотечественников относятся к дистанционному обучению нейтрально и положительно.

Осмелюсь предложить свою «картинку».

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

.

А вот почему сложилось у людей именно такое отношение, помогут понять ответы на второй вопрос.

Вопрос 2. Какие трудности возникают в процессе дистанционного обучения?

.

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

Прошу не судить строго организаторов опроса, люди впервые организовали такой масштабный опрос. Вновь не всё гладко с формулировками вариантов ответов. Но можно их сгруппировать по следующим признакам, а именно:

— недостатки, связанные с техническими проблемами (неустойчивый трафик, сбои в работе платформ);

— недостатки, связанные с методическими проблемами (несовершенство программ дистанционного обучения);

— недостатки, связанные с финансовыми проблемами (отсутствие компьютера в семье, дорогой трафик).

Не испытали никаких трудностей при переходе к дистанционному обучению лишь 7 % опрошенных, следовательно, 93 % респондентов пришлось, что называется, «брать штурмом» обрушившуюся на всех проблему.

Почти 43 % столкнулись с проблемами неустойчивого трафика, сбоями в работе платформ.

Ещё примерно 20% отмечают недостатки в проработке программ дистанционного обучения. Для примера могу сказать, что из-за отсутствия единой программы и единых учебников по предметам (как в Советском Союзе) нет практической возможности создать единую базу видео уроков, методических и наглядных материалов. Темы уроков не совпадают, сами видеоматериалы порой рассчитаны на 1,5-2 часа. В качестве домашнего задания предусмотрено несколько тестов и задач (а если это по каждому из 5-7 уроков?).

Почти для трети наших сограждан финансовые проблемы вышли на первый план. Не все семьи могут себе позволить иметь дома персональный компьютер или ноутбук, нет средств для оплаты интернет трафика.

.

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

Не знаю, согласятся ли со мной читатели, но я предположу, что можно и дальше идти по пути упрощения этой «картинки». Ведь что такое «технические трудности? Это и неразвитость самой сети интернет, и использование семьями недорогой техники. По сути, это тоже упирается в проблему финансов. А «методические трудности» — в чистом виде недофинансирование проектных работ, распыление бюджетных средств. И тогда наша «картинка» превращается в двухцветную.

.

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

.

Не напоминает ли Вам данная диаграмма другую, ту, что отражает социальное расслоение в нашем государстве?

В первоначальном варианте мы видим ещё 14 % так называемых «других» проблем. Среди них респонденты отметили отсутствие опыта у педагогов в организации и проведении уроков в формате дистанционного обучения. При этом хочу по личному опыту заметить, что в Московской области данному вопросу уделяется довольно много внимания, особенно в связи с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Достаточно зайти на сайт государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» (http://new.asou-mo.ru) и ознакомиться с перечнем курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов. Теперь же в положении учеников с ОВЗ оказались все школьники. Не каждый учитель, отмечают опрошенные, в ситуации ограниченного по времени урока может чётко, в сжатом виде раскрыть тему урока. Есть трудности и у детей: отсутствие концентрации внимания, быстрая утомляемость, малоактивный образ жизни. Часть родителей отказались от дистанционных уроков, перейдя на формат семейного обучения.

Будучи людьми образованными, мы не можем не вспомнить о таком законе общественного развития, как единство и борьба противоположностей. Что в данном ракурсе показал опрос? Пожалуйста, вот ответы на вопросы № 3 и № 4.

Вопрос 3. Какие плюсы Вы видите в дистанционном обучении?

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

Мне вновь приходится «делать реверансы» в сторону неопытности наших товарищей. Любому непредвзятому человеку заметно, что здесь сначала попытались распределить все «плюсы» на четыре группы, а затем почему-то взяли и «слепили» их все в одну. Однако, что у нас, как говорится, «в сухом остатке»?

Респонденты, 5 % из них, отмечают саму форму дистанционного урока как, несомненно, передовую и современную. Ещё 7 % заявили, что при дистанционной форме обучения возрастает способность родителей контролировать учёбу детей. Возможность обучаться в соответствии со своим уровнем развития и выбирать соответствующие программы прельщает ещё 3 % опрошенных граждан.

Ещё некоторое количество респондентов отметило такие «плюсы», как экономия средств на топливе (нет необходимости возить ребёнка в школу и обратно), возможность для ребёнка во время болезни «присутствовать» на школьных уроках и не отставать от товарищей. И ещё, за счёт времени дистанционных занятий сокращается время использования детьми интернета для онлайн-игр и использования других гаджетов (?!).

Но вот остальные 74 % участников опроса никаких плюсов здесь не усмотрели. Фактически снова мы имеем «двухцветный» вариант.

.

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

.

Перейдём к «минусам».

Вопрос 4. Какие минусы Вы видите в дистанционном обучении?

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

«Болезни» вопроса № 3 повторились здесь один в один. Приходится вновь «выжимать» диаграмму. Фактически можно чётко выделить только два положения в ответах респондентов: не видят «минусов» — 2 % и другое – 2%.

Ответы остальных 96 % включают в себя широкий спектр отрицательных признаков: начиная с отсутствия «живого» учителя и общения учеников с одноклассниками, отрицательного воздействия на здоровье детей, заканчивая потребностью для родителей уделять больше времени для контроля своих учеников.

.

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

.

Наших респондентов беспокоят такие, очевидные с их точки зрения, недостатки, как угроза сокращения штата учителей (на онлайн-урок можно пригласить до 100 учеников сразу, так зачем содержать и оплачивать труд ещё 3-4 учителей?!). Финансовая затратность данного формата работы учебных заведений (где взять компьютеры, если порой средства в семье ограничены). Многообразие предложений различных платформ и программ для обучения порождает необходимость делать выбор, а это весьма затруднительно без достаточной подготовки. Порой сам процесс подключения к занятиям вызывает проблемы, как у учеников, так и у педагогов. У меня были случаи, когда детей платформа «удаляла» с урока, да и сам я был вынужден несколько раз перезапускать уроки. А это всё время. Время, которого никогда не хватает.

А теперь, как принято говорить, «вишенка на торт», вопрос № 5.

Вопрос 5. Согласны ли Вы, чтобы дистанционное обучение продолжилось после отмены карантина?

Внимательному читателю итог стал очевидным в самом начале, после анализа ответов на вопрос № 1.

Граждане не воспринимают дистанционное обучение и решительно против продолжения этого социально-технического эксперимента.

.

Дистанционное обучение  - люди не хотят продолжения этого социально-технического эксперимента

.

Какие выводы можно сделать на основе первого опыта применения дистанционного обучения во всероссийском, не побоюсь этого слова, масштабе?

1. Дистанционное обучение – это явление современное и некоторые пророчат ему большие перспективы. Но оно не должно заменять «живого» урока. В экстремальных условиях – да, иного мы сейчас предложить не можем (болезнь, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие и т.п.). Нельзя допустить разделения наших детей на тех, кто может посещать занятия с педагогом, и тех, кому общение с учителем в классе или аудитории не по карману.

2. Можем ли мы сейчас с уверенностью заявить, что качество дистанционного обучения не уступает качеству очного образования? Нет, этого сказать мы не можем. Мой личный опыт свидетельствует, что мотивированные ученики, в основном, безболезненно перешли на новую форму обучения: они регулярно «посещают» уроки, выполняют домашнее задание. А вот как быть с другими, которые, к сожалению, тоже есть? У современных «перестукиных» то интернет не подключается, то камера или колонки не работают. Словом, «крокодил не ловится, не растёт кокос». Не приведёт ли всеобъемлющий переход на дистанционное обучение к ещё большему снижению качества нашего образования? Кто придёт нам на смену: «высоколобый» интеллектуал или «грамотный потребитель»?

3. Следует развивать сеть доступного по цене, а лучше бесплатного государственного, высокоскоростного интернета в стране. Что на это скажут на IT–технологи и операторы, зарабатывающие свои миллиарды на интернет трафике? Опять нам станут рассказывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке? О «невидимой руке рынка», которая всё отрегулирует?

4. Насущной задачей становится программное обеспечение дистанционного обучения. Платформы – свои, а не американские, как очень популярная и востребованная теперь ZOOM. Как не вспомнить сейчас закон «о суверенном интернете», который подвергался яростным атакам со стороны сторонников безграничной свободы.

5. Жизненно необходимо иметь единые программы и единые учебники по всем предметам – свои, а не «соросовские». Нужны методические разработки и базы данных для обеспечения наглядности обучения.

Где ты «единый учебник по истории», о котором говорил Президент России В.В. Путин в 2013 году?! Нет его! Для тех, кто не в курсе, сообщу, что в издательстве «Питер» в 2015 году в серии «Николай Стариков рекомендует прочитать» был выпущен учебник С.Ф. Платонова в качестве предложения на роль «Единого учебника истории России с древних времён до 1917 года». Но это инициатива неравнодушного человека. А что сделало научное сообщество?

Для тех, кто ещё сомневается в необходимости единых программ и учебников, приведу такой аргумент: в советское время при изменении места жительства школьнику не было большой разницы, где он продолжит учёбу в России или на Украине (как случилось у меня самого), в Белоруссии или Армении. Имелись местные нюансы, национальные особенности, но ведь главное было едино: и учебник, и программа, и основной язык обучения. Были возможны некоторые «колебания» в прохождении курса, но в русле единой для всех программы. Сегодня же несть числа набору учебников. Даже в одном городе или районе в разных школах они разные. Попробуйте сменить школу в таких условиях. Я бы лично не рискнул, по крайней мере, до конца учебного года. А нам говорят о социальной мобильности…

6. Во весь рост встаёт задача разработки и производства доступных по цене, а лучше бесплатных, и высококачественных средств обучения для детей и школ (ПЭВМ, ноутбуки, другие средства ИКТ). Критерием доступа к высшим достижениям науки, культуры и техники не могут быть толщина кошелька и статус родителей. Если, конечно, мы не хотим возвратиться к ситуации «детей подземелья».

7. Нельзя забывать о разработке и научно-методической апробации форм и методик дистанционного обучения (уже сейчас его используют для обучения детей с ОВЗ, приобщать к нему учеников в случае болезни, каких-то природно-климатических происшествий и т.п.). Дистанционное обучение не должно превратиться в некий фетиш. Это не приз, за который должны все бороться и непременно победить в этой борьбе.

Иными словами, вопрос качества образования и его содержания это не просто споры интеллектуалов у камина, это вопрос жизни и смерти нации. Мне кажется, что я не сгущаю красок. Нация без интеллекта, нация без исторической памяти обречена на вымирание.

Когда-то давным-давно, ещё в прошлой жизни, мой классный руководитель — учитель истории Ольга Ивановна Васенина часто повторяла нам, своим ученикам, слова Карла Маркса: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам».

Старик Маркс теперь не в чести, но, мне так кажется, здесь он прав. Если мы хотим построить государство счастливых и свободных людей, то нам необходимо всем вместе, старшим и младшим, «карабкаться» по узким и полным препятствий тропам научно-технического прогресса. Тем более, что процесс обучения предполагает участие в нём с одной стороны ученика, а с другой стороны – учителя.

В целом я согласен с Вами, Антон Семёнович, что «всё такой же трудной и хитрой остаётся наука педагогика». А от себя добавлю – и такой же интересной.

P.S. Я благодарю товарищей из Городского Совета родительской общественности Серпухова за их замечательное начинание и приношу им свои извинения, если вдруг, ненароком, использовал их труд в силу своего понимания проблемы. По-моему, наши выводы в основе своей совпадают.

Будьте все здоровы и счастливы!»

.

Александр Лисовский,

член совета регионального отделения

ООД ПВО в Московской области,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории».

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp