Крылатая фраза Ф. М. Достоевского «Красота спасёт мир» известна всем. Но как её понимать? Неужели наличие красивых живописных картин, скульптур, величественной архитектуры зданий, дизайна внутренних помещений, одежды, украшений и просто красивых женщин может спасти мир? Второй вопрос: спасти от чего? Наверно наш выдающийся мыслитель имел в виду спасение в глобальном смысле, спасение человечества от духовной, и как следствие физической деградации человечества и, в конечном счёте, исчезновение с лица планеты в результате войн, эпидемий или экологической катастрофы.
А что такое красота? Например, женская красота? Какую женщину мы считаем красивой, а какую некрасивой? По сути, красивая женщина эта та, у которой всё в меру. По принципу «золотая середина», гармония, симметрия — это всё признак порядка. Некрасивость связана с асимметрией, диспропорциями и т.п.
В физическом мире есть два состояния материи – хаос и порядок. Хаос — это диспропорция, а любая диспропорция некрасива (плесень, грязь, кровоточащая рана). Порядок же выражен в красоте. Пример красоты из природы – цветок, лист, дерево, радуга. Что между ними общего? Симметрия, и как следствие, гармония. Кстати сказать, современная западная культура постмодернизма приводит к всесмешению, нарушению порядка. Она как вирус приводит к смешению критериев красоты и безобразия, добра и зла, здорового и нездорового, нормального и ненормального. Кому интересна данная тема, отсылаю к книге Максима Кантора «Учебник рисования» — острой сатире на художников-авангардистов, артистов, политиков, бандитов, банкиров и других персонажей 1990-х.
Какое отношение красота имеет к политике? Если задуматься – самое прямое. В любом деле должно соблюдаться правило «золотой середины»: в работе, в питании, в общении и т.д. Так, недостаточный труд развивает в человеке лень, у человека появляется склонность к антисоциальному поведению. Напротив, чрезмерный непосильный труд может привести к надрыву сил и проблемам со здоровьем, недостатку времени на другие важные сферы. Чрезмерное питание – обжорство, приводит к ожирению и отрицательно сказывается на физическом здоровье, как и обратная крайность — недоедание. Чрезмерная похвала – лесть, часто отрицательно сказывается на отношениях между людьми, как и недостаток внимания или оскорбление. Не случайно в христианской традиции большинство смертных грехов – это те или иные крайности. Юмор, как правило, построен на гипертрофировании тех или иных явлений, т.е. на умышленном нарушении нормальности, чего-то среднего.
В целом любые крайности в ту или другую сторону («экстремизмы») затрудняют процессы взаимодействия. В идеале в политике не должно быть ни «левых», ни «правых». Не должно быть баррикад между политиками, искренне желающих стране благо. Могут быть разногласия, но надо договариваться и приходить к согласию. Разногласия между политиками могут быть обусловлены рядом объективных и субъективных факторов: интеллект, уровень образования, специализация, личностные особенности, воспитание.
Гармония – это выражение правила «золотой середины». В философии гармония – категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы. В эстетике гармония – одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности. Отсюда следует логический вывод, что любой перекос, асимметрия – это некрасиво. Вспомните, как в 90-х годах Михаил Таратута завлекательно вещал: «Нью-Йорк – город контрастов! Здесь соседствуют роскошь и нищета…», не понимая противоестественность данного положения вещей. Что хорошего в том, что одни бесятся с жиру, а другие пухнут с голоду? Адепты либерализма утверждают, что это норма. Для западной культуры может это так – это общество отошло от христианских традиций, сбилось с пути истинного и заблудилось. Более-менее оптимальный баланс для нормальной жизнедеятельности человека в обществе удалось найти в Советском Союзе.
Присмотримся к рыночной экономике с точки зрения красоты. Мы обнаруживаем нарушение законов естества. Те самые «перекосы», «контрасты» и «крайности». Возьмем базовое понятие рыночной экономики – конкуренцию. Здесь наиболее ярко нарушены законы гармонии: сильный уничтожает слабого (хотя либералы предпочитают употреблять более мягкий термин – «побеждает в конкуренции»). В этой ситуации отсутствует необходимая согласованность и цельность – между сильным и слабым, нет и не может быть примирения. Или пан, или пропал – вот кредо западного существования. Так называемый «средний класс» на Западе временное явление 60-80-х годов, связанное с наличием на международной арене Советского Союза, который демонстрировал миру пример новой жизни, соблазняя западного обывателя коммунистическими идеями. С исчезновением СССР Запад постепенно возвращается к социальной поляризации, в свое исходное состояние. В западном обществе не действуют гуманитарные практики (сострадание) и «слабый должен умереть!». Долго существовать такое общество не может. В таком обществе отсутствует внутреннее согласие и стабильность «кипящего котла» держится лишь на внешней угрозе — крышку котла большим усилием придавливают снаружи. США регулярно назначают (да, именно назначают!) внешнего врага – коммунистов, Советский Союз, Иран, Северную Корею, лихорадку Эбола, Россию, теперь, по всей видимости, Китай.
По мнению профессора А. В. Иванова (АлтГАУ, г. Барнаул) в ближайшем будущем для нормального существования человечеству придется придерживаться «4 Э»: этика, эстетика, экономия и экология. Первая диада понятий соединяет этику и эстетику как учения о добре и красоте. Этика – это эстетика духа, эстетика – это этика души. Этика – это учение о внутренней красоте, эстетика – учение о внешней доброте, доброте в гармонии форм, сюжетов и смыслов. Диада понятий «экономия и экология» позволяет понять, что подлинная экономия невозможна без экологии «в самом широком смысле этих слов» и «в чем угодно» — как в материальной, так и в интеллектуальной деятельности, но только на основе подлинно научных форм знаний.
Красота действительно может спасти мир.
Руководитель Алтайского отделения общественного движения
«Патриоты Великого Отечества» Андрей Соболев