В начале 2020 года эпидемия коронавируса как лакмусовая бумажка позволила выявить самые уязвимые точки нашей экономики. Хроническое денежное малокровие, зависимость от импортных поставок, нестабильность курса национальной валюты, отсутствие чёткой и ясной программы по поддержке отечественного производителя – все эти факторы сыграли свою роль одновременно. В полной мере и так неожиданно для финансового блока нашего правительства!
У любой медали есть две стороны. Есть в текущей кризисной ситуации свои плюсы. Падение экспортной выручки, обвал цен на энергоносители и сырьё, мировая рецессия экономики приводят к резкому сокращению доходной части бюджета. Тем временем, расходы на медицину, социальную поддержку граждан и финансирование наиболее пострадавших отраслей лишь возрастают. Ширящийся разрыв между плюсом и минусом, в итоге, приводит руководство государства к единственно верному выводу – рассчитывать следует только на собственные силы. Нужно развивать свой внутренний рынок!
29 апреля 2020 г. на официальном портале «Изборского клуба» впервые была опубликована экономическая программа «Курс Благополучия», которая вобрала в себя весь комплекс мероприятий, позволяющих за счёт развития отечественного производства и поэтапного насыщения денежными средствами российского потребителя оперативно достичь уверенного ежегодного роста ВВП.
Участник движения «Патриоты Великого Отечества» генеральный директор крупного производителя автокомпонентов (г. Тольятти) Леонид Платошин рассказал о том, как российские автогиганты переживают коронакризис.
«… Весна этого года ознаменовалась остановкой автомобильных производств по всему миру. Встали конвейеры и в России. Резко сократился платёжеспособный спрос. В этих условиях мировые концерны склонны концентрировать свои ресурсы. Российские же автозаводы сегодня являются дочерними филиалами глобальных автогигантов. Так, например, АО «АвтоВАЗ» полностью контролируется французами и принадлежит Renault S.A.S. на 67,61%.
Кризис сильнее всего сказывается на периферийных рынках – таким сейчас де факто является и Россия. Продажи автомобилей в ведущих европейских и мировых странах упали в апреле на 60%, по России – около 70%.
С начала апреля 2020 года и автозавод в Тольятти прекратил выпуск автомобилей по причине появления первых заболевших коронавирусом работников автогиганта. Также были отпущены по домам с минимальным содержанием рабочие предприятий – поставщиков автокомпонентов для АВТОВАЗа.
Производство автомобильных компонентов является одной из важнейших отраслей экономики. Только АО «АВТОВАЗ» сотрудничает сегодня более, чем с 95 поставщиками автокомпонентов, которые расположены на территории региона. Всего в губернии ведут деятельность более 200 предприятий-смежников с персоналом почти 27 000 человек. Таким образом, из-за снижения заказов производителям автомобильных комплектующих без работы и без ясных перспектив остались десятки тысяч работников отрасли.
В мае 2020 года падение, по сравнению с маем прошлого года, составило 45%. С середины апреля 2020 года АВТОВАЗ начал свою работу в ограниченном режиме, а уже с 29 июня будет введена более полноценная, но все еще сокращенная рабочая неделя. Ситуация в автопроме остаётся сложной и требует безотлагательного содействия Правительства всех уровней — и регионального, и федерального.
В 2020 году вследствие снижения покупательского спроса прогнозируется снижение продаж до 45% в среднегодовом выражении (без учёта мер поддержки). В случае реализации мер поддержки снижение составит около 35%.
В настоящее время уже проявляется дефицит собственных средств предприятий, что уже скоро приведёт к кассовым разрывам при обслуживании поставок у предприятий-поставщиков автокомпонентов. В том случае, если не будут реализованы действенные меры поддержки, уже к августу 2020 года около 50% предприятий-поставщиков будут у крайней черты, при этом прогнозируемый дефицит ликвидности составит около 70 млрд. руб.
В период коронавируса Президент Владимир Путин в формате видеоконференцсвязи провел совещание по вопросу развития автомобильной промышленности. На совещании был предложен ряд инициатив, в том числе — добавить производство автомобилей и комплектующих в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших из-за распространения коронавирусной инфекции.
Президент страны принял решение о дополнительном финансировании мер стимулирования спроса на автомобили. Это программа льготного кредитования, лизинга, закупок и аренды с общим финансированием 25 миллиардов рублей. Тем самым будет поддерживаться спрос на автомобили и сохранится спрос на автокомпоненты.
Идеи о поддержке и развитии отечественного производства и роста внутреннего потребления, ранее озвученные на площадке ПВО, всё отчётливее обретают своё исполнение.
Региональное руководство энергично отстаивает интересы автопрома, а центральная власть поворачивается лицом к отечественному производителю, что безусловно будет содействовать помощи предприятиям реального сектора.
Как говорится – хорошо, но мало!
Критерии отнесения производственных фирм к системообразующим предприятиям, то есть тем, которые могут рассчитывать на дополнительную гос. поддержку – сегодня слишком завышены. В настоящее время к таким компаниям относят те, у которых годовая выручка превышает 20 млрд. рублей, а численность персонала составляет более 1000 чел. Как известно автомобиль состоит из тысяч деталей, которые производят сотни предприятий–поставщиков. При нехватке всего лишь нескольких деталей, автомобиль уже не собрать! И далеко не все предприятия–поставщики имеют годовую выручку более полумиллиарда рублей и количество персонала более 150 человек.
Нам видится необходимым изменить критерии отнесения предприятий-поставщиков автопрома к системообразующим в соответствии со следующими критериями:
Годовая выручка от 450 млн. руб. с НДС
Количество работников – от 100 человек
Нестандартный кризис требует постоянной выработки нестандартных решений. Адекватные меры, предпринятые вовремя и в полном объеме, сделают нашу экономику сильнее и позволят достичь устойчивого роста»
Член Совета Кластера Автомобильной Промышленности
Платошин Л.П.