РОЛЬ БАБУШЕК В СЕМЕЙНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Движение «Патриоты Великого Отечества» выступает за традиционную семью, многодетность и отказ от ювенальной юстиции, что прописано в 10 пункте нашей Программы. Исходя из наших ценностей, мы отобрали для читателей пять статей от коллег из разных регионов России, что были написаны для III Всероссийской научно-практической конференция «Семья в 21 веке: проблемы и перспективы». Приступим к прочтению!

«В 21 веке на современную семью оказывают процессы индустриализации,  влияния новой западной культуры, СМИ, что отразилось на традициях построения семейного коллектива. Все больше молодых семей индивидуализируются, живут обособленно, иногда меняют место жительства, чтобы как можно дальше дистанцироваться от родителей. Вместе с тем, в большом семейном коллективе, независимо от расстояния, большую роль играет бабушка. В современной статистике не отражена информация о количестве бабушек, их возрасте, возрастных особенностях, социальном положении, образовании, профессии, но это не так важно, как природой данная им роль в воспитании внуков. Традиционно бабушки призваны выступать в семейном коллективе как воспитатели, помощники, руководители и наставники молодых семей, новых, третьих, иногда четвертых в их жизни поколений. К сожалению, данная роль сегодня слабо осознается как бабушками, так и молодыми семьями. Социолог С.Г. Чудова также отмечает тенденцию с начала нулевых годов изменения роли бабушки для молодой семьи, связанную с тем, что молодые родители отвергают опыт бабушки по уходу за детьми и их воспитанию [4].   

Важно отметить, что не все женщины могут в течение жизни получить этот почетный социальный статус. Это связанно с осознанным отложенным деторождением детей, безбрачием детей, их бесплодием, иногда сами потенциальные бабушки выступают против рождения внуков, обосновывая это детям приоритетом образования и построением карьеры, что является неправильным и может привести к отрицательным последствиям семейной жизни молодой семьи. Молодая семейная пара, отложив деторождение до 30-35 лет, не только лишает себя возможности приобрести статус многодетной семьи, в целом родить детей, но и самим стать в будущем бабушками и прабабушками, так как через 20-30 лет им самим будет 55-65 лет. Возраст старше 60 лет для женщин, с одной стороны, дает возможность находится больше времени с внуками, но с другой стороны физиологические возрастные особенности не позволяют вести полноценный уход за детьми в возрасте до 5 лет. В этом возрасте бабушки часто сами нуждаются в помощи внуков. Таким образом, нарушается целостность семьи, преемственности поколений, передачи опыта старшего поколения младшему.

В настоящее время на смену поколения бабушек советской эпохи, приходит новое поколение. Педагог Л.Д. Суслопарова в своей книге «Всё о бабушках» (1984 г.) повествует о бабушках советской эпохи «…тех, кто отличался горением молодости, был зачинателем социалистического общества, громил врагов и все четыре тяжкие года войны ждал любимых, кто отдавал Родине самое дорогое — сыновей, дочерей, о тех, кто материнской самоотверженностью и любовью сумел сохранить, борясь с голодом и бездомностью, малолеток». В ряду современных российских бабушек и те, кто поднимал целину, трудился в совхозах и колхозах, промышленных предприятиях, строил дома и социальные объекты. Современное поколение бабушек претерпевает новые вызовы времени капитализма, индустриализации и цифровизации. Поэтому важно через опыт поколений передавать подрастающему поколению профессиональные и духовные положительные стороны прародительниц – тружениц, рукодельниц, хранителей семейного очага.

Вместе с тем, во все времена и эпохи многовековой истории российской цивилизации остается неизменной духовная природа бабушек. Бабушки и в целом старшее поколение претерпевает жизненный опыт, в котором присутствует рождение и смерть, радость и скорбь, карьерный рост и безработица, достаток и голод. Все это учит терпению, состраданию, любви, радости, ценности жизни. Поэтому бабушки любого поколения наполнены любовью, теплотой, заботой о близких, хранят в себе бескрайние знания в вопросах успешного построения семейного счастья и трудового пути, долголетия. Важно сохранять авторитет бабушки в становлении семьи и воспитании внуков. Быть бабушкой также почетно, как быть целомудренной девушкой, женой и матерью. Счастье бабушек состоит в благополучии их детей и внуков, в сохранении и упрочении молодых семей. В последние годы число разводов стремительно растет. Семейные конфликты возникают вследствие самых разных причин, и бабушка как доброжелатель и опекун семейного счастья молодых может диагностировать и устранить конфликт, оказать цементирующее влияние на будущую жизнь молодых супругов [3].

В книге В. А. Сысенко «Устойчивость брака» (1981г.) приводятся следующие статистические данные, которые актуальны и в настоящее время. Незамужняя женщина-работница тратит на домашний труд 13 часов 40 минут в неделю, в то время как замужняя женщина затрачивает на теже дела уже 34 часа 45 минут, из которых мужчина затрачивает на помощь ей всего 13 часов 25 минут. Таким образом, даже имея «сознательного» мужа, который помогает в домашнем хозяйстве, замужняя женщина загружена почти вдвое больше, чем женщина незамужняя. Выяснилось также, что только в 8,6% семей мужья делят домашнюю работу поровну с женщинами. Это говорит о том, что женщина должна при этом сохранять мягкость, нежность, красоту, покладистость. От перегрузки домашними делами у женщин возникает раздражительность и усталость. В этой связи выделим вторую семейную функцию бабушек – оказание помощи в домашнем быту, уходе за маленькими детьми.

К третьей важной функции бабушек в семейном коллективе относится участие в воспитании внуков. Общественный деятель И. Ю. Шевченко отмечает, что сейчас необходимо воспитывать ребенка – человека будущего, заложить в него те благодатные семена, которые расцветут возрождением нашего государства [5]. Известно, что ребенок, которому предоставлена возможность играть в одиночку, вырастит менее подвижным, общительным и развитым, нежели его сверстники. Неоднократно отмечалось отличие единственного в семье ребенка от детей, которые имеют сестер и братьев. Если же этому единственному, лишенного общества других детей, ребенку еще не уделять внимания, не разговаривать с ним, не играть с ним, то психическое развитие его серьезно замедлится. Бабушка помогает растить детей. Бабушка нужна всегда, со дня рождения ребенка и до выхода его в самостоятельную жизнь, в каждый из периодов его роста и взросления незаметная, но такая необходимая помощь бабушки оказывается незаменимой. Необходимость бабушки возникает, когда ребенок идет в первый класс, и не только встретить и проводить в школу, а также наладить режим дня, научить ребенка собранности, умению ценить и беречь время. Семейное общение всем нам необходимо, но важнее всего оно ребенку, так как круг семьи — его первый коллектив, колыбель гражданственности. Присутствие, заботы и любовь пожилого, старшего в семье человека, каким является бабушка, оказывают облагораживающее влияние на формирование характера ребенка. Основы бабушкинской педагогики — «надо работать», «учиться», «говорить правду», «любить родителей», «не обижать маленьких» — эти и многие другие бабушкинские наставления на всю жизнь останутся в сознании ребенка, потому что они выработаны веками, приняты обществом и составляют основу нашей морали [3].

Бабушки отличаются от других членов семьи добротой, готовностью к самопожертвованию, всецело перевоплощаться в личную жизнь детей. Счастье, если дети понимают их чувства, открывают перед бабушками свое сердце, вводят их в круг своей семьи на равных, тогда старый человек наполняется радостью, интересами, он молодеет, он счастлив и способен на многое, его не обременяют заботы и труд, которые он отдает семье молодых. Трагично, когда молодая семья, принимая хлопоты и труды бабушек, отстраняя их, игнорирует при решении семейных дел, не советуется, не прислушивается к их словам, а порой избегает общения с ними. Такие бабушки, находясь в большой семье рядом с молодыми, особенно остро испытывают чувство одиночества. Старость, довольно длительная пора жизни людей, живущих рядом со вторым и даже третьим поколением своих семей, подводит итог прожитой жизни. Трагично, когда итог этот оказывается неутешительным, и старый человек, больше всего нуждающийся в семейном тепле, остается в одиночестве.

Каким же представляют образ бабушки дети и молодежь? Анализ 336 рисунков детей в возрасте от 5 до 10 лет II Всероссийского конкурса детского рисунка «Мои бабушка и дедушка», проведенного общероссийским общественным движением «Патриоты Великого Отечества» позволил представить следующие выводы. Во всех рисунках образ бабушки и дедушки представлен исключительно положительным. В портретах ребята отразили как старинные русские образы бабушек в сарафанах и платочках, так и современные. В своих рисунках ребята также представили совместную деятельность с бабушкой или оказание ей помощи: чтение сказок и книг, приготовление печенья, кормление домашней птицы, полив огорода или цветов, посадка огорода, вязание, прогулка по парку, посещение храма, сбор ягод, дарение цветов. В рисунках, где представлен только дедушка, ребята также отразили в своих работах совместную с ним деятельность: рыбалка, сбор урожая, сенокос, игра в шахматы и футбол, сбор грибов, катание на лыжах, обучение компьютерной грамотности.

В 2016 году социолог С. Г. Чудова представила результаты социологического исследования среди студентов ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств». Образ бабушки в молодежной среде в целом был представлен как аксиологически положительный. Характеризуя собственных бабушек, молодые люди подчеркивали такие качества, как заботливость, доброта, отзывчивость, гостеприимность, энергичность, интеллигентность, миролюбивость, наличие кулинарных талантов, способность понять и поддержать близкого человека, умение быть интересным собеседником, способность создавать уют в доме. То есть прародитель в ее лице нацелен на активное взаимодействие со своими повзрослевшими детьми и их внуками. Распространенной деталью образа также является то, что в связке дети-родители-прорадители она выступает защитницей внуков. При этом отмечалось, что активная вовлеченность в жизнедеятельность детей и внуков возможна при условии осознания бабушкой своей особой роли, связанной с представлением о появлении внуков как новом этапе личного пути, удлиняющем жизненную перспективу. В ответах респонденты также указывали на умеренность в своих советах со стороны бабушек. Для молодых людей открытое внешнее руководство и непосредственная регламентация деятельности даже при условии их адекватности воспринимаются как ограничения на пути самопознания, саморазвития и самоутверждения. [4]. Здесь также следует отметить проблему межличностного общения, когда дети с раннего возраста называют бабушку по имени, что влияет на ослабление авторитета старшего поколения. В России традиционно в детях воспитывали уважение к старшим, к бабушкам обращались на «Вы» и по имени отечеству.

Таким образом, бабушки являются не только частью семейного коллектива, но и каждой отдельной личности, нашей идентичности, достраивая ее до максимальной полноты. Бабушки как носители великой мудрости, которой они готовы делиться со своими внуками, способны помочь подрастающему поколению прожить жизнь достойно. «

Татьяна Геннадьевна Соболева

К.и.н., председатель комитета по социальной политике ООД «Патриоты Великого Отечества»

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp