Продолжаем публикацию статей, написанных нашими коллегами из разных регионов по движению «Патриоты Великого Отечества» для III Всероссийской научно-практической конференция «Семья в 21 веке: проблемы и перспективы». Сегодня мы представляем вам статью на крайне актуальную тему — «Факторы, влияющие на формирование семейных отношений у современной молодежи». Приступим к прочтению!
«В настоящее время в обществе отмечается неоднозначное отношение к семье, обсуждается вопрос о разных формах брака. Что же влияет на то, что кто-то стремится к ее созданию, а кто-то никогда не состоял в браке?
Можно выделить много факторов, влияющих на желание создать или не создавать свою семью. Попытаемся выделить некоторые, с нашей точки зрения, являющиеся основополагающими.
Все мы вышли из семьи, но сегодня отмечается большое количество людей, которые не создали своей семьи. При этом люди не отказываются от интимных отношений, в связи с чем, рождаются внебрачные дети.
Проведенное нами исследование 60 студентов в возрасте от 19 до 22 лет медицинского вуза о нравственных и семейных ценностях выявило некоторые тревожные факторы, препятствующие созданию традиционной семьи. Так, «гражданский брак», а правильнее, не регистрированное сожительство, «пробные браки» одобряют 95% опрошенных. При этом поддержку такого поведения проявляют и родители юношей, и родители девушек.
Семья — это ответственность и обязанность друг перед другом, которые, вероятно, молодые люди не готовы реализовывать ради другого. То есть сегодня налицо эгоцентризм, гедонизм, желание получать удовольствие для себя, не учитывая желаний другого. Этому находим подтверждение в работе С.Н. Буровой, где поясняется, что современное общество — весьма несовершенное, индивидуализм нередко сопровождается эгоизмом. При этом поведение определяется мыслями только о собственной выгоде, предпочтением своих интересов интересам других (даже близких) людей. Такая индивидуализация жизни рассматривает многими семью как объект для удовлетворения эгоцентристских потребностей, а узы партнерства воспринимаются как вещи, которые следует потреблять, а не производить.
Однако очень точно сказал старец Паисий Святогорец: «Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет мир». Можно привести много примеров, как страдают люди, которые оказались в разрушенной семье, как трудно живется детям в семье, где между родителями нет согласия.
Выбор своей половинки на всю оставшуюся жизнь оказывается сложным. К сложностям часто относится и вопрос продолжения своего рода. Нами проведено исследование отношения к ценности еще нерожденного ребенка, отношение к абортам. Мы опросили 342 человека обоего пола (125 представителей мужского пола и 217- женского, возраст обследуемых от 15 до 29 лет). По итогам выявили несформированность правильного понимания, что начало человеческой жизни происходит с момента зачатия (70% юношей и 60% девушек). Были предложены другие варианты начала человеческой жизни: второй вариант «с начала сердцебиения», третий вариант «с начала двигательной активности», четвертый вариант «с момента рождения». Обследуемая группа в большинстве выбрала вариант, что человеческая жизнь начинается с момента рождения, а это ведет к оправданию прерывания беременности на ранних и даже поздних сроках. Внутриутробный ребенок до рождения не воспринимается как образ Божий, а отсутствие научных знаний о начале человеческой жизни нивелируют семейные ценности, главными из которых являются дети – продолжение рода и жизни на Земле.
Таким образом, можно выделить еще один фактор, который влияет на проблемы создания семьи — сформированность/несформированность доминанты родительства. Согласно принципу доминанты И. А. Аршавского, А. А. Ухтомского, под влиянием какого-либо возбуждения, вызванного внешними или внутренними раздражителями, формируется очаг господствующего возбуждения (доминанта), обеспечивающий деятельность организма в определенном направлении и способствующий оказать тормозящее действие на работу других нервных центров, препятствующих этому. То есть доминанта родительства позволяет мужчине и женщине не просто любить свое дитя, но с желанием отказываться ради него от чего-то своего, жертвовать чем-то ради него и при этом не испытывать негативных чувств, а радоваться своему ребенку и за него, а также иметь в семье не одного ребенка, то есть иметь установки на многодетность.
Репродуктивные установки как система отношений, психических состояний личности, курс действий, направленных на рождение детей или отказ от них, формируются под воздействием социальной среды. В данном случае социальная среда — это собственная родительская семья. Соответственно можно предположить, что в современных семьях родители делают акцент на образование, карьеру для своих детей. Вопросы создания ими семьи и рождение детей начинают обсуждаться, когда родители сами достигают преклонного возраста и начинают понимать, что их дети могут не создать собственной семьи. Часто эти разговоры вызывают недовольство и раздражительность обеих сторон, ведут к конфликтам между родными людьми.
Физиологическая зрелость юношей и девушек при несформированном ответственном отношении друг к другу, нежелательная беременность — это составляющие, которые не позволяют сформироваться доминанте родительства, необходимой для того, чтоб дети рождались в психологически благополучной семье. Семья зачастую сегодня находится в критическом положении: материальные трудности, жилищные проблемы, отсутствие одного из родителей, недоброжелательные отношения между членами семьи — все это не помогает сформировать доминанту позитивного родительства у молодежи. Здесь на помощь могут прийти создаваемые проекты педагогическим и медицинским персоналами. Эти проекты и программы через игровые и деловые приемы позволяют погружаться в тонкости и психологические особенности создания семьи, умение выстраивать отношения между мужчинами и женщинами — супругами, между родителями и детьми. Например, такие проекты, как «Школа материнской любви», «Воспитание родительства» и другие.
По мнению М. Мид ответственность воспроизводства рода (биологическое воспроизводство), вскармливание и воспитание детей исторически лежит на матери, поэтому психологически мать ближе к ребенку. Мужчина же – наследник традиций, и «от социального устройства общества зависит, каких женщин и каких детей будет обеспечивать мужчина, хотя главное правило… предполагает, чтобы он обеспечивал женщину, с которой он находится в половой связи» (1988). М. Мид считает, что нужны особые социальные условия, чтобы мужчина выполнял обязанность кормить семью и детей, потому что у социальной обязанности нет биологического механизма, в отличии от материнской привязанности к ребенку, которая, по ее мнению, природная. Таким образом, здесь важную роль должно играть государство.
Несмотря на то, что много факторов негативно влияют на создание семьи в современном мире, исследование С. Н. Буровой показало, что счастливыми считают себя мужчины и женщины в тех семьях, где забота о других членах семьи превалирует над желанием только получать эту заботу и где преобладает альтруизм.
Мы рассмотрели некоторые факторы, которые способствуют созданию семьи. Традиционная семья — это зарегистрированный брак мужчины и женщины, ответственность друг за друга. Это доминанта родительства (доминанта материнства, доминанта отцовства), репродуктивные установки, рождение детей, осознание ценности человеческой жизни до рождения.»
Щукина Евгения Георгиевна, отличник здравоохранения, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, внештатный клинический психолог Министерства Здравоохранения Архангельской области, председатель регионального отделения общества православных врачей Архангельска, г. Архангельск.