В последнее время малый бизнес переживает множество потрясений. Те, кому удалось «выжить» в условиях пандемии, теперь справедливо обеспокоены вопросом: «впишется» ли малый бизнес в новую налоговую систему? Наш коллега по движению «Патриоты Великого Отечества» написал статью на эту тему, которую мы представляем Вашему вниманию. Также мы попросили комментарий на данную проблему от группы разработчиков экономической программы Курс Благополучия. Вот их мнение:

Механизм Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) устарел – он принципиально отвязан от учета фактических расходов и доходов. В карантинное время поэтому и потребовались каникулы на его выплату, потому что у многих предпринимателей доходы остановились, а ЕНВД продолжал уплачиваться – например, как фиксированная сумма на квадратный метр площади.

Есть много примеров снижения налоговой нагрузки при переходе с ЕНВД на Упрощенную систему налогообложения (УСН). Есть варианты ухода на «самозанятых» или на патент. Да, в случае УСН и «самозанятых» требуется учитывать доходы и расходы – но многие теперь делают это напрямую в личном кабинете в налоговой системе (www.nalog.ru). Гораздо больше стало услуг по ведению учета для предпринимателей всех типов. Не нужно каждому предпринимателю нанимать дорогого бухгалтера.

Довод про 7-кратное увеличение налогов вырван из контекста – сейчас плательщики ЕНВД платят в 7 раз меньше, чем плательщики других видов налогов. Но это разные плательщики и сегодня, и после отмены ЕНВД. С большой вероятностью, объем собираемых налогов с нынешних плательщиков ЕНВД не изменится более чем в полтора раза. А многие увидят и реальное снижение выплат.

Мы категорически не согласны со многими действиями Центробанка и экономического блока правительства М.Мишустина:

– с продолжающимся отказом от действенного валютно-банковского контроля, от противодействия валютным спекуляциям против рубля и выводу капитала из страны;

— с отказом от мер расширенного кредитования через госбанки новых производственных мощностей без залогов;

— с отказом от быстрого расширения механизмов типа Фонд развития производства при Минпромторге. Причем требуются не только больше займов от ФРП, но и больше невозвратных грантов в финансировании недостающих мощностей и проектов по импортозамещению;

— с отказом от увеличения социальных выплат и большего индексирования пенсий;

— со слишком малыми тратами на инфраструктуру всех видов, на помощь регионам в инженерной подготовке участков под увеличенное жилищное строительство;

— с постоянным риском наращивания крайне дорогого государственного долга (ОФЗ) – якобы для покрытия дефицита бюджета. При том, что есть готовые альтернативы покрытия дефицита – «ранее накопившиеся остатки на бюджетных счетах», или техническое финансирование дефицита бюджета через создание долга государства самому себе – как в примере с госбанками Китая и Японии.

Но было бы нечестным, неправильным игнорировать конструктив в действиях правительства Мишустина по упорядочению налоговой системы и закрытию явных «дыр» в ней, унаследованных еще со времен крайней разрухи «гайдаровского» периода и ранних 2000-х годов.

Несомненно, будут предприниматели, для которых налоговая нагрузка при отмене ЕНВД может возрасти.

Явно требуется выложить на сайте налоговой службы доходчивые видеоролики, объясняющие, как выбрать оптимальную для себя систему налогообложения и сократить расходы на ведение учета. На десятках разных примеров из разных видов деятельности.

Возможно, разумнее предлагать правительству не откладывать отмену ЕНВД, а ввести сниженные на 30 – 50% ставки налога для тех, кто перешел с прежнего режима ЕНВД — хотя бы в тех трех альтернативных системах (УСН, «самозанятые» и патенты) на переходной период в один год, и компенсировать регионам выпадающие доходы областей и муниципалитетов от смены режимов налогообложения.

Доводы «в федеральном бюджете на это нет денег» мы уже не раз комментировали как бессмысленные в российских экономических реалиях. Экономика РФ и так на краю коллапса спроса — из-за избыточных налоговых сборов с малообеспеченных, и из-за недостаточных социальных выплат. Как и чем покрывать оздоровительный для России сегодня бюджетный дефицит – не раз сказано и выше, и в материалах Курса Благополучия.

«Впишется» ли малый бизнес в новую налоговую систему

«С 1 января 2021 года, согласно планам правительства прекращает действие налоговый режим ЕНВД (так называемая «вменёнка»). Предприниматели, предоставляющие различные услуги или занимающиеся торговлей, платили посильный фиксированный налог. Они не обязаны были предоставлять массу приходно-расходных документов, им не нужно было тратить уйму времени на ненужную (владельцам малого бизнеса) бухгалтерскую отчетность, а надо было только заниматься своим любимым делом и предлагать продукт своей деятельности людям. Режим ЕНВД позволяет заменить основные налоги единым платежом — 15 % от дохода, причем не фактического, а вмененного, рассчитанного по формальным признакам, например по торговой площади (Налоговый кодекс РФ Глава 26.3).

Размер всех налоговых взносов хоть и увеличивался каждые полгода (несмотря на все заверения правительства, что налоги не растут), но всё же был вполне разумным и посильным. Когда весь мир идет к упрощению, чтобы предпринимателю было легко посчитать свои налоги. У нас сегодня ни один ИП не может посчитать налоговую нагрузку на бизнес, пока он не закончит налоговый период, а ЕНВД давал такую возможность — составляя бизнес-план, человек понимал, сколько он заплатит налоговой.

С 1 января правительство решительно отменяет действие этого режима, предоставляя главным аргументом то, что предприниматели буквально обкрадывают государство (это когда очень большое количество предпринимателей имеет совсем небольшой чистый доход в 20-60 тыс. руб..). Да-да, не улыбайтесь, времена, когда все предприниматели зашибали сумасшедшие деньги давно канули в лету. После насильственного перевода на новый (хоть и давно существующий) упрощенный налоговый режим (НК РФ Глава 26.2), размер налоговых выплат практически у всех предпринимателей вырастет в 3-7 раз. Да-да, не на 10-20%, а на 300-700% буквально за одну ночь с 31 декабря на 1 января 2021 г. Как следствие, предприниматели с выручкой больше 300 тыс. руб., (не прибылью) вынуждены будут поднять цены, всем остальным стоит сразу закрываться или уйти в тень.

ЕНВД оставался в регионах и шел на их развитие, УСН будет уходить из регионов в казну. Мишустин отвечает, что сейчас ЕНВД применяют около 280 тыс. юридических лиц и около 1,8 млн. ИП. За 2019 год компании, которые работали на режиме упрощенной системы налогообложения, совокупно заплатили налогов на 422 млрд руб., а 2 млн. налогоплательщиков, применявших режим ЕНВД, заплатили в семь раз меньше — 65 млрд рублей.

Предприниматели в очередной раз находятся на грани обморока. Этот год стал для них максимально трудным: мало того, что обязали устанавливать онлайн-кассы, ввели маркировку товаров, ещё и налоговую нагрузку хотят ужесточить. Непонятно, чего добиваются власти. Многие считают, что чиновники, в попытках содрать побольше с предпринимателей, после отмены ЕНВД не получат и того, что собирали раньше. Просто не с кого собирать будет, если многие закроются.

В начале 1990-х звучала крылатая фраза либералов: «они не вписались в рынок» , теперь же грядёт новая крылатая фраза от правительства «они не вписались в новую налоговую систему». Наши руководители, наверное, хотят своими действиями получить с оставшихся двух ИП еще 422 млрд. рублей, а получат 2 миллиона безработных или обедневших, ненавидящих свою власть. А может идея правительства в другом? Может правительство специально уничтожает ненужный им класс малых предпринимателей, чтобы отдать их долю рынка паре сотен мировых сетей, которые будут монопольно править, как в депрессивных фантастических, американских фильмах?»

Член ПВО, предприниматель Владимир Богуш

Поделитесь в соц.сетях

ВКонтакте
Фейсбук
Твиттер
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp