В июне 2021 года в Общественной палате Алтайского края состоялась открытая дискуссия по проблемам и перспективам образовательной и воспитательной системы в Алтайском крае «Подростковая жестокость: кто виноват и что делать?». Поводом для дискуссии стала история физической расправы над девочкой из школы № 70 г. Барнаула, совершенной ее сверстницами в мае 2021 года.
Инициаторами и организаторами дискуссии выступили члены Общественной палаты Алтайского края 7 созыва, Михаил Шишин, д.ф.н., профессор АлтГТУ и Геннадий Шейда.
В дискуссии приняла участие Татьяна Соболева, к.и.н., член Комитета по социальной политике общественного движения «Патриоты Великого Отечества», руководитель Алтайского регионального отделения Национальной родительской ассоциации, члены Общественной палаты Алтайского края 7 созыва, Ольга Казанцева, Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае, Ирина Каланчина, к.ф.н., доцент АлтГАУ.
Участники дискуссии обсудили возможные причины усиливающейся тенденции подростковой жестокости:
— неблагоприятная безконтрольная информационная среда: деструктивные контенты в социальных сетях и Tik Tok, информационная среда семьи (деструктивные ТВ-программы, мультфильмы, игрушки, книги, поведение родителей, отсутствие духовной культуры семьи, проявление агрессии);
— в неблагополучных районах городов и поселков отсутствие благоустроенных мест и площадок для занятий спортом молодежи, наличие заброшенных домов в открытом доступе;
— слабая работа по вовлечению школьников в творческие и спортивные детские центры.
Пути решения проблемы по преодолению подростковой жестокости:
— разработка рекомендаций для педагогических работников и родителей по работе с неуспешными, отверженными детьми и детьми с девиантным поведением;
— разработка наглядной инструкции для родителей по установлению на гаджете родительского контроля, привлечение для этого волонтеров;
— проведение встреч профессиональной команды психологов с родителями в школе по вопросам формирования духовной культуры семьи, буллинга, профилактики компьютерной и интернет зависимости, безопасности в сети интернет;
— консультации для родителей по вопросам возрастной психологии детей и подростков;
— семинары для педагогических работников по вопросу этического общения с обучающимися и неуспешными детьми;
— беседы с учащимися об их правах и обязанностях, а главное о духовно-нравственных ценностях личности;
— активизация работы педагого-психологических консилиумов.
Соболева Татьяна, к.и.н., член Комитета по социальной политике ООд «Патриоты Великого Отечества», руководитель Алтайского регионального отделения Национальной родительской ассоциации, эксперт Общественной палаты Алтайского края по защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей:
«В последние годы роль родителя в воспитании ребенка особенно усиливается, что связано с угрозой возрастающего безконтрольного информационного поля ребенка. Родителям важно знать особенности возрастной психологии детей и то, как именно они могут помочь ребенку вырасти гармонично-развитой личностью. Важно объединить работу педагогических работников, психологов, некоммерческого сектора по повышению родительских компетенций в области безопасности детей, формирования духовно-нравственной личности, гражданской идентичности, информационной культуры. Сегодня система дополнительного образования предлагает широкие возможности для развития детского творчества.»
Ляпина Юлия, старший преподаватель кафедры психологии управления Алтайского филиала РАНХиГС при Президенте РФ:
«Духовно-нравственные ценности личности формируются в период вынашивания ребенка, когда мама ведет здоровый образ жизни, полноценно питается, находится в спокойном состоянии, поет будущему малышу колыбельные песни. Далее родители, начиная с младенчества и до подросткового периода, прилагают усилия по воспитанию ребенка, а именно активно участвуют в процессе его развития, разговаривают и играют с ним, формируют благоприятное информационное пространство семьи и т.д.»
Ирина Шипулина, к.э.н., представитель родительской общественности г.Барнаула:
«Проблема школьной агрессии и буллинга одинаково остро стоит во всех школах вне зависимости от их статуса. Большинство детей не рассказывают, что стали объектами травли и уверены, что должны справиться сами. Родители не знают, как реагировать, если ребенок подвергся буллингу. Поэтому важно довести до каждого ученика и родителя понятные схемы действия в случаях буллинга. Организовать перемены с возможностью физической, эмоциональной и психологической разрядки детей (вернуть школьные газеты, разместить интересные информативные стенды, организовать в отдельных классах/коридорах спортивный инвентарь – теннисный стол, турник).»