Росстат ежегодно радует петербуржцев ростом индекса промышленного производства. Исключением стал 2020 год пандемии, показатели которого снизились даже в сравнении с 2019 годом, в целом на 18 базисных пунктов (98,2%).
Однако в период с января 2021 по апрель 2021 года индекса промышленного производства показал уверенный рост по отношению к показателям 2020 года на 58 базисных пунктов (105,8%).
Ранее индекс промышленного производства прибавлял ежегодно не менее чем по 44 (104,4 %) базисных пункта к каждому предыдущему году.
Такая динамика должна вселять в нас уверенность в том, что у города федерального значения, коим является Санкт-Петербург, есть перспектива развития промышленного производства. Чтобы обеспечить рост показателей Правительство Санкт-Петербурга перенимает ведущие мировые практики по привлечению отечественных и иностранных инвестиций
Разберем следующий инструмент для привлечения инвестиций — специальный инвестиционный контракт (далее – СПИК), правила заключения которого закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 года №708 (далее – Постановление). Данный специальный инвестиционный контракт заключается субъектами Российской Федерации и подразумевает создание или модернизацию определенного вида производства на сумму не менее 750 млн. руб. Контракт заключается на срок выхода проекта на операционную прибыль, увеличенный на 5 или не более 10 лет.
СПИК подразумевает локализацию производства на территории Российской Федерации, что необходимо для получения льгот по налогообложению, в соответствии с нормами, принятыми в отдельном регионе. В самом постановлении содержится ряд интересных моментов в части модернизации производства и увеличения экологической эффективности. Но речь пойдет о разнице в условиях СПИК для условного иностранного инвестора, желающего вложить заемные средства в промышленное производство и для отечественного инвестора.
Итак, наши два инвестора прочитали Постановление и решили вложить часть своих средств и часть заемных средств в промышленное производство, расположенное на территории Санкт-Петербурга. Оба инвестора зарегистрированы как юридические лица, имеют в своем активе по 300 млн. рублей и собираются взять в банке по 455 млн. рублей для заключения специального инвестиционного контракта.
Оба инвестора заключили предварительный договор с банком о кредитовании инвестиционного проекта, но с незначительной разницей.
Отечественный инвестор получит такой кредит по рекордной ставке 7,5% годовых на 10 лет и вернет банку сразу же 1% от суммы, в тоже время иностранный инвестор возьмёт 5 млн. 165 тысяч евро под рекордные 2,5 % годовых в одном из банков Германии на те же 10 лет и сразу же потратит часть средств в размере 1% от суммы кредита на перевод в Российскую Федерацию (хотя скорее всего не потратит, а получит полный объем средств без удержания).
Таким образом, оба инвестора зарегистрируют российские юридические лица, с одинаковым налогообложением и будут являться резидентами Российской Федерации (курс € на 09.06.2021 = 88 руб. 02 коп.).
Инвесторы будут вынуждены пройти достаточно длительную и весьма закрытую процедуру согласования СПИК.
Пройдя весь процесс согласования, потеряв на этом определенные личные средства, которые останутся за скобками, наши инвесторы начали свою деятельность по возведению так нужного нашей стране промышленного предприятия. Причем судя по объему вложенных средств, можно сделать вывод, что предприятие будет весьма скромным.
Допустим, что для получения прибыли от первой единицы продукции потребуется три месяца. Также допустим, что прибыль в первый же месяц неожиданно будет достаточной для покрытия постоянных и переменных издержек, при этом будут потрачены средства, заложенные проектом для периода запуска производства.
Для отечественного инвестора затраты по кредиту обойдутся в следующие денежные средства: ежемесячный платеж в размере 5 400 93 руб. 50 коп. Переплата по кредиту за 10 лет составит: 193 111 659 руб. 48 коп.
Для иностранного инвестора затраты по кредиту обойдутся в следующие денежные средства: ежемесячный платеж 48 690,4 евро (на 09.06.2021 = 4 285 729 руб. 01 коп.). Переплата составит 677 848,51 евро (на 09.06.2021 = 59 664 180 руб. 96 коп.).
Соответственно, разница в процентном соотношении и разница в платежах ухудшает положение отечественного инвестора. Мы можем только надеяться на то, что наши условные инвесторы не являются прямыми конкурентами, ведь запас прочности отечественного инвестора существенно ниже при прямой конкурентной борьбе, а затраты на единицу товара будут выше.
В течение 10 лет инвесторы выпускают продукцию и пользуются установленными Правительством следующими льготами:
— сниженная ставка по налогу на прибыль (может быть и 0%);
— сниженная ставка по налогу на имущество и земельному налогу,
— меры поддержки отрасли в виде льготного кредитования;
— преференции в государственных закупках.
Очевидно, что любая льгота – это недополученные бюджетные средства, которые могли бы пойти на нужды региона или на Федеральные программы инфраструктурного развития. Однако есть один нюанс – отечественный инвестор пользуется всеми преференциями своего государства и оставляет прибыль в Российской Федерации, а вот иностранный инвестор будет выводить денежные средства, как косвенно (выплата процента по кредиту иностранному банку), так и прямо вкладываясь в свою, а не нашу страну.
Российская Федерация, а в конкретном случае Санкт-Петербург платят за показатель промышленного производства недополученными доходами бюджета, а, следовательно, каждый гражданин Российской Федерации, который честно платит налоги, имеет большую нагрузку при реализации инфраструктурных и региональных программ.
Стараясь сделать положение на рынке инвестиций равным для внутренних и внешних инвесторов, мы упускаем важную деталь, что ухудшение положения иностранного инвестора в части начисления налогов и сборов, а также возможность получения им прочих преференций, означает честный и равный подход.
Данный пример показывает, как иностранный инвестор может получить более высокую прибыль по сравнению с отечественным и иметь кредитную нагрузку, позволяющую подавить отечественного инвестора в случае прямой конкуренции
Поскольку современная российская система управления и стандарты качества, вновь воссозданные после разрушения аналогичных систем и стандартов СССР, тяготеют к форме и содержанию западных, говорить о разнице в методах управления или даже о неэффективности подходов одного из двух инвесторов не имеет практического смысла.
В итоге после завершения срока инвестиционного проекта и условного периода получения прибыли после выхода на операционную прибыль, Российская Федерация придет к необходимости повторной модернизации производства и привлечению средств, как отечественных, так и западных инвесторов. Начнется новый этап обновления, который будет сопровождаться желанием Правительства Российской Федерации создать равные условия для привлечения инвестиций и не ухудшить положение отечественного и/или иностранного инвестора.
При этом давая возможность западным банкам обеспечить своих инвесторов инструментами для получения сверхприбыли.
Остается надеяться на изменения условий для иностранного капитала и расширения возможностей отечественными инвесторами. А пока СПИК St-Petersburg.
Михаил Жепак, эксперт в сфере государственных закупок, сторонник ПВО