Все мы знаем, что наше государство и компании, принадлежащие государству, в том числе частично, производят закупки необходимых товаров, работ и услуг у частных фирм. Сумма размещенных в планах закупки на 2021 товаров, работ и услуг составляет 25 777,21 млрд ₽ (по данным Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, раздел планирование 223-ФЗ). Такой объем закупок предусмотрен для Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее – Закон). Закон регулирует закупки товаров, работ и услуг для коммерческих и принадлежащих Российской Федерации компаний. Каждый из нас пользуется услугами таких компаний.
С 2011 года Закон развивался от полной либеральности и вседозволенности к упорядоченности. В 2018 году, усилиями ФАС, законодателями были внесены существенные изменения в Закон, которые были весьма полезны для добросовестных Заказчиков. С другой стороны, недобросовестные Заказчики не меняли подход к проведению закупок. Такие фирмы «застряли» в периоде с 2011 по 2015 год и считают, что законы написаны не для них. Ведь они уже давно знают, как обмануть ФАС и участников рынка.
На заре вступления в действие Закона была придумана процедура закупки под названием «Конкурентные переговоры». Такой вид закупки подразумевал получение Заказчиком информации о ценовом предложении с приложением всех документов Участников, непосредственное проведение переговоров, отдельно с каждым из них. Цель такого рода закупки снизить цену и получить лучшие условия, вынуждая участников конкурировать между собой и вносить все лучшие предложения. Закупка методом «Конкурентные переговоры» не получила свое широкое распространение, ввиду своей сложности и непрозрачности.
Вторую жизнь такая форма закупки получила благодаря уникальным функциям просмотра предложений Участников. При проведении конкурентной процедуры закупки, в соответствии с ч. 10 ст. 3.3. Закона, оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации.
Я расскажу об одном способе, который применяют Заказчики для победы определенного, дружественного Участника закупки. Для использования этого способа не нужно знать законы и быть, хоть сколько-нибудь, подкованным в подзаконных актах. Если видеть все предложения участников закупки с самого начала, то решение будет более простым. Способ действует для конкурсов, запросов предложений и запросов котировок.
На некоторых электронных торговых площадках сохранилась возможность конфигурировать функции закупки и присваивать ей определенное название, соответствующее конкурентной закупке, в том числе для субъектов малого предпринимательства. Конкурентная закупка может нести в себе вполне неконкурентное наполнение и быть интегрирована в Единую информационную систему (далее – ЕИС) в сфере закупок под маской.
Для трюка нам потребуется электронная торговая площадка с возможностью конфигурирования правил закупки, «правильной» интеграцией с ЕИС. Нужен нам и дружественный участник закупки.
Итак, Заказчик вносит в план закупок конкурентную процедуру в соответствии с ст. 3.2. Закона. Для ЕИС такая закупка, при интеграции, выглядит как конкурентная, а на электронной торговой площадке сохранена возможность просмотра предложений Участников.
Начинается процесс подачи заявок. В закупках редко участвует один Поставщик. Заказчик, за 3-5 минут до окончания подачи заявок видит, что помимо дружественного участника закупок, есть несколько участников с лучшим предложением и правильно оформленными документами. Далее Заказчик набирает номер дружественного участника и говорит, как нужно изменить заявку, чтобы сделать лучшее предложение по бальной или ценовой системе отбора. Дружественный участник вносит необходимые для победы изменения в свою заявку.
Происходит оценка заявок. Заказчик и дружественный Участник уже знают результат такой оценки. У всех участников, кроме дружественного, отсутствовал шанс на победу.
Видимость конкурентной закупки сохранена. Участники, проигравшие в «честной» борьбе, не подают жалобы в УФАС. Заказчик получает Поставщика товаров, работ или услуг дружественного и благодарного.
Развитие этой ситуации может быть интереснее. У Заказчика и Поставщика появляется возможность увеличить стоимость Договора, например, включив в него некие скрытые работы, дополнительные товары или услуги. Увеличение стоимости, предусмотрено некоторыми Положениями о закупках Заказчиков, вплоть до 50% от стоимости заключенного Договора.
Такая форма обмана и манипуляции обладает отрицательными эффектами, к которым относятся:
- недополученная учредителем (Государством) прибыль;
- отсутствие развития конкуренции на рынках;
- недопоставка услуг, предоставляемым компаниями с государственным участием, гражданам.
Законы о закупках разрабатывались и поддерживаются в актуальном состоянии для строгого соблюдения правил закупки, чтобы закупки стали понятны и доступны всем участникам рынка. Вышеуказанный способ проведения закупки не соответствует целям и задачам нашего государства. Предлагаем на законодательном уровне запретить электронным торговым площадкам размещать процедуры закупки, которые содержат несоответствующие закону условия их проведения.
С надеждой на нашу новую Государственную думу, эксперт по закупкам
М.Г. Жепак