Член Петербургского отделения ПВО, один из учредителей Партии Сергей Порохов окунулся в историю, проанализировал факты и изложил их в материале, речь в котором идет о Львовщине, которая сотни лет была частью Руси. Сергей оттолкнулся от виршей молодой украинки Анастасии Дмитрук, которые вызвали полемику в Интернете и на телевидении: «Никогда мы не будем братьями, ни по родине, ни по матери…». И высказал своё мнение по этому поводу.
Предлагаем материал вашему вниманию.
Источник: http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/16199-otrechenie-ot-rusi
______________________________________________________________________
«Не будем братьями!» – по-разному можно понимать эту декларацию о русских и украинцах. Дескать, встретились два чуждых народа на просторах России и Украины, братались, превозмогали невзгоды, вместе одерживали победы, а теперь, по мнению поэтессы, им следует жить врозь, враждовать. Можно понимать эти слова и так: русские и украинцы – дети одной Руси-матери, жили многие столетия в одной семье. На южнорусском (украинском) языке слово «родина» как раз и означает «семья».
А отныне, выходит, должны разойтись-разбежаться эти дети. Русским следует покинуть Новороссию, Малороссию, Галицию и Волынь – все окраинные земли России, получившие название Украина.
Но если наши предки побратались когда-то, то разойтись в трудные для наших народов времена – значит стать клятвопреступниками. Грех предательства не простится до скончания века. Если же наши народы от природы братские, то никуда нам друг от друга не деться – навсегда останемся в родстве, несмотря на споры между собою. Но ведь споры когда-то стихнут, а братьями мы останемся.
Анастасия Дмитрук, да и не только она одна, отрекается от принадлежности к Руси – истоку общего прошлого восточных славян, символу их единства. Они переписывают историю, хотя им должно быть известно, что невозможно разделить ствол дерева между ветвями его. Невозможно разделить историю народа между ветвями этого народа, её можно попытаться исказить.
Существует множество свидетельств того, что славяне, причём не только восточные, остаются в родстве. У западных славян есть легенда о трёх славянских братьях Чехе, Лехе и Русе, основателях Чехии, Польши и Руси. Каждый из братьев решил попытать счастья в избранной им стороне света.
Чех отправился на запад к горе Ржип. В «Чешской хронике» Козьмы Пражского рассказывается о прибытии в Богемию славянского племени во главе с «праотцом Чехом». Лех шёл на север до тех пор, пока не встретил огромного белого орла, охраняющего своё гнездо. Он основал поселение Гнезно и выбрал белого орла в качестве своего герба. Рус пошёл на восток – там он основал множество городов, которые населил народ, назвавший себя русским.
Эта легенда, как и многие другие предания, не считается исторически точным и действительным фактом, хотя она показывает, что братские народы сквозь века пронесли память о славянском единстве, о большой семье – роде, родине. Однако есть подлинные факты, которые указывают на то, что от Белого до Чёрного моря и от Карпат до предгорьев Урала раскинулись земли мифического Руса пращура восточных славян.
С западными славянами граничила Карпатская Русь, включавшая Карпаты, восток Словакии и юго-восток Польши. Чёрная Русь раскинулась на территории нынешней Литвы. А Красная (Червонная) Русь – это запад современной Украины и восток современной Польши. Вплоть до Залесской Руси на берегах Волги и Новгородской Руси, дотянувшейся до Ледовитого океана, простирались земли восточных славян.
Об истории каждой из этих русских земель сохранено немало историй. Но поучительным станет рассказ о славянских землях, где 760 лет назад возникло Русское королевство. На его территории возник город, который позднее в Речи Посполитой стал центром Русского воеводства. В составе польско литовского государства он более трёх веков был столицей русских земель. Речь идёт о Львове, городе, который сегодня стал оплотом антирусизма и центром фашиствующего национализма Украины.
Первый Русский король
В результате смут и распрей Русь в конце XII века распалась на отдельные государства- княжества. Одним из самых сильных оставалось Галицко-Волынское, которое с 1189 года обрело самостоятельность. Однако ни могущество его, ни расположение на западе русских земель от нашествия Батыя княжество не спасло. Оно было разграблено, а от окончательного разрушения удалось откупиться.
Ослаблением русского княжества воспользовались венгры и поляки. Они объединились и при поддержке бояр-предателей захватили Перемышль, а затем осадили город Ярослав на реке Сан.
С врагом была дружина князя Ростислава Михайловича — сына святого Михаила Черниговского, принявшего в Орде мученическую смерть. Этот род прежде княжил в Галиче и в Луцке, и теперь Ростислав, женатый на дочери венгерского короля, пытался с
его помощью вернуть себе галицкий престол.
На помощь осаждённым жителям Ярослава пришли полки Даниила Романовича Галицкого и его брата Василька. Им удалось 7 августа 1245 года разбить объединённое войско венгров и поляков.
В 1249 году Золотая Орда начала очередной набег. Под угрозой разорения Галицко- Волынская Русь признала главенство хана и согласилась платить дань. В 1250 году Даниил Галицкий съездил в Орду. Летопись скорбела: «О, злее зла честь татарская! Даниил Романович князь был великий, обладал вместе с братом Русскою землёю… а теперь сидит на коленях и холопом называется».
Однако князь не смирился с этой участью. В 1252 году Даниил Романович разгромил войско Хуррумши (Куремсы), управлявшего русскими землями в Приднепровье. Даниил изгнал ордынских баскаков из галицко-волынских городов, освободил Волынь.
В этой борьбе галицкому князю требовались союзники. Ещё в 1248 году папа римский, зная об ордынском нашествии на Русь, разослал письма русским князьям, предлагая им принять католичество. За это он обещал своё покровительство, «помощь от татар».
Даниил Галицкий начинает переговоры с папой Иннокентием IV, мечтавшим любым способом присоединить Русь к католическому миру. В 1253 году папа объявил крестовый поход против «безбожной Орды». Он призвал к участию в нём христиан Богемии, Моравии, Сербии, Померании, Прибалтики (в 1251 году литовский князь Миндовг принял католичество).
Так 760 лет назад, после завершения колонизации земель западных славян, сопровождавшейся истреблением большинства племён, папа инициировал развёртывание похода на Восток – в земли Руси. На Северо-Западе его вели рыцарские ордена огнём и мечом. Против Южной Руси действовали мягче – уговорами и подкупом.
Даниил Галицкий отказывался переменить веру. И тогда ему с пожеланием склонить к перемене религии было предложено принять королевский титул. Галицкий князь на это согласился. В 1254 году корону и скипетр доставили в Дрогочин, и папский легат Ониза совершил венчание. Даниил Романович был провозглашён Русским королём.
Даниил после коронования в надежде на обещанную помощь Запада предпринял поход для освобождения Новгород-Волынского и Киева. Однако обещанной помощи он не получил. Даниил видел, что католический Рим не помогает ему, потому не спешил с латинизацией русских земель.
Это в свою очередь не устраивало престол святого Петра, и уже в 1255 году новый Папа Александр IV разрешил завоевать Русскую землю литовскому королю Миндовгу. Он принял этот титул в 1253 году от Папы Римского. В 1258 году литовцы напали на Смоленское княжество. Возмущённый вероломством Рима, Даниил рвёт с ним всякие связи, отказывается от полученного от Папы королевского титула, пытается мирно сосуществовать с Золотой Ордой.
Между тем темник Бурундай, сменивший Куремсу, воспользовался отсутствием союзников у Даниила и заставил его идти вместе с ним походом на Литву. Даниил вынужден был объединиться со вчерашним врагом и отправил на помощь ордынцам младшего брата Василька с войском. В 1258–1259 годах победа над литовцами была одержана.
Даниил Галицкий прославился не только в качестве умелого полководца. Он построил 14 городов, в том числе Львов, который с 1272 года стал центром Галицкого княжества. Эти города были мощными крепостями, которые ордынцам взять не удавалось. В 1259 году Бурундай потребовал уничтожить оборонительные укрепления городов Данилов, Стожек, Кременец, Луцк и Львов.
Затем в сопровождении Василька Бурундай пошёл к Владимиру-Волынскому и потребовал разметать и эту крепость. Горожане не успевали в отведённый монголами срок, и тогда князь приказал поджечь стены твердыни. Это не смягчило Бурундая – он потребовал ещё и засыпать окружавший город ров.
Ордынцы заставили Даниила срыть все укреплённые им города, наложили на него большую контрибуцию за уклонение от выполнения прежних обязательств. Даниил Галицкий умирает в 1264 году. Он всего лишь на год пережил своего двоюродного братаАлександра Невского, который успешно отразил западную агрессию в битвах на Неве и на Чудском озере.
Между Ордой и Римом
После смерти Даниила и его брата Василия, которые совместно управляли Галицко- Волынской Русью, их сыновья владели такими землями: Лев – Галицким, а Владимир — Волынским княжествами. С ордынцами они ладили, с их помощью даже вернули себе у Венгрии Прикарпатскую Русь, а у Польши — Люблинскую землю. После их смерти Галицко-Волынская Русь без междоусобиц была вновь объединена под властью сына Льва Юрия Львовича. Он называл себя королём Руси, хотя дед его от титула этого отказался.
Отрезанный от остальной Руси, Юрий понимал невозможность ведения какой-либо общерусской политики и старался жить в мире с татарами, поляками, венграми. Он заботился о процветании и благоустройстве своего княжества и делал максимум возможного, чтобы оно не утратило своей русскости. Для укрепления православия и противодействия католическому влиянию он просил у Константинопольского патриарха создания отдельной митрополии на землях Галицко-Волынской Руси. В 1303 году галицкий епископ был возведён в сан митрополита.
Однако сыновья Юрия I Андрей и Лев Второй после смерти отца правили недолго – оба погибли в 1323 году. Скорее всего, они были отравлены. Прекратилась мужская линия Романовичей, и встал вопрос о замещении княжеского престола. Ещё со времени Ярослава Мудрого в этом случае престол должен был перейти к одному из русских князей – потомков Мономаха.
Однако местным боярам удалось посадить на престол Галицко-Волынской Руси поляка – сына Мазовецкого князя Трейдена, женатого на сестре Андрея и Льва Второго. Новый князь Болеслав (Тройденович) при занятии княжеского престола формально перешёл в православие и даже переменил своё имя на Юрий. Но вскоре Юрий II вернулся в католичество и, будучи князем православной русской земли, начал оскорблять религиозные и национальные чувства своих подданных, а себя окружил поляками- католиками.
Он оттолкнул от себя даже тех бояр, которые содействовали его призванию на княжение. В 1340 году его тоже отравили. По всему княжеству прокатилась волна польских и католических погромов. Так 674 года тому назад народ впервые ответил на насаждение в русских землях иноземных порядков и чуждой веры.
К сожалению, всё это было только началом трагедии Галицко-Волынской Руси. Наследников на престол Юрий II не оставил, и началась ожесточённая борьба за земли княжества между поляками, венграми, литовцами, ордынцами.
В 1349 году польский король Казимир III Великий организовал большой поход на Галицко-Волынское княжество, захватил галицкие земли и начал войну, впрочем, не совсем удачную, с литовцами за Волынь. Позднее в борьбу включилась и Венгрия.
Война за галицко-волынское наследство между Польшей и Литвой завершилась только в 1392 году. В результате её Галиция отошла к Польше, Волынь – к Литве, а Прикарпатская Русь осталась за Венгрией. В XIV веке начался процесс отчуждения Галиции и Волыни, других русских земель от единой в недавнем прошлом Киевской Руси.
Много ли русских было вырвано из единой прежде семьи – «родины»? Ответ на этот вопрос иллюстрирует Грюнвальдская битва, состоявшаяся 15 июля 1410 года. В её ходе великий князь Литовский и Русский Витовт соединил своё войско с армией польского короля Ягайло и нанёс сокрушительное поражение Тевтонскому рыцарскому ордену.
В составе польского войска был 51 полк, из которых 7 были сформированы на русских землях в Галиции и Западной Волыни. Войска Витовта состояли из 40 полков, причём только 4 были литовские, а 36 – русские (Витебский, Полоцкий, Дрогичинский, Киевский, Стародубский и т.д.). Количество русских ратников, по подсчётам историков, составило 47 процентов от общего числа воинов в объединённом войске Витовта и Ягайло.
Русское воеводство
После завоевания поляками земель, входящих в состав прежнего Галицко-Волынского княжества, они стали частью провинции Малая Польша и были личными доменами (владениями) польского короля. С распространением в 1434 году положения коронного права на шляхту русских земель домены становились воеводствами. Западное Подолье стало именоваться Подольским воеводством, а южная часть прежней Галицкой Руси – Русским.
С внедрением коронного права определились границы земель, уездов, волостей. Создавались условия для действия местного самоуправления, земских судов. Шляхта Русского воеводства собиралась на сеймики в центрах земель, избирала своих послов на сейм и депутатов вплоть до коронного трибунала. Временами созывался генеральный сеймик для Русского и Подольского воеводств. Главное – русские бояре стали именоваться на польский манер «пан», а также получали льготы, которыми уже обладала польская шляхта.
Создание Русского воеводства поначалу не вызывало особых неудобств для коренного населения. Русский язык и православная церковь не преследовались польскими правителями, поскольку количество русских в сравнении с поляками не считалось опасным.
Всё изменилось после Люблинской унии 1569 года, когда королевство Польское объединилось с Великим княжеством Литовским и Русским. В Речи Посполитой политическое руководство осталось за католической Польшей. А поскольку количество русских в новом государстве стало значительно больше, польские власти с благословления Рима и при поддержке иезуитов стали проводить политику искоренения русского самосознания, и прежде всего духовного центра русских – православной церкви.
Подкуп и шантаж церковных иерархов, раскол церкви, окатоличивание русских князей и бояр – всё было пущено в дело. Народ ответил новыми восстаниями и войной под руководством Богдана Хмельницкого.
И всё-таки название Русского воеводства с центром во Львове сохранялось на протяжении 340 лет. Это указывает на то, что основным населением Галиции были русские. Кстати, нет ни одного исторического свидетельства о том, что на южных землях Руси — от Киева и Чернигова до Галиции и Волыни – жили мифические украинцы. Есть только сведения о том, что это русская земля, на которой жили русские люди.
Очередной раздел галицких земель произошёл в 1772 году. Воспользовавшись русско- турецкой войной, Австрия и Пруссия приступили к разделу Речи Посполитой. Большаячасть Русского воеводства вошла в состав Австрийской империи на правах провинции – королевство Галиции и Лодомерии. Только Холмская земля осталась в составе Польши.
Испытание веры и верности
С получением значительной доли русского населения империя Габсбургов, в которой австрийцев было около 20 процентов, столкнулось с теми же проблемами, что и поляки. Русские не желали менять веру, отказываться от языка и своей истории. Одним из методов по удержанию в покорности присоединённого ненемецкого населения, разработанных австрийскими властями, явилась идеология украинства.
Искажение и фальсификация истории, развитие малорусского наречия в самостоятельный язык, усиленная пропаганда… Всё это имело целью внушение населению, что они не русские, а украинцы. Преподавание русского языка запрещалось, уничтожались литература и письменные памятники. Казаков, живших на территории Великого княжества Литовского и Русского, а с 1569 года в Речи Посполитой и всегда считавшихся русскими, о чём имеются тысячи свидетельств, вдруг стали именовать украинцами.
Для реализации плана украинизации австрийцы не брезговали даже физическим устранением несогласных. Имеются свидетельства убийств австрийскими властями людей, считавших себя русскими. А с началом войны в 1914 году ими были созданы концлагеря Талергоф и Терезин для уничтожения неугодных.
За период польского, а затем австрийского владычества люди одного из сильнейших и богатейших княжеств Древней Руси превратились в самый невежественный и отсталый народ Австро-Венгрии. И население бывшего Русского воеводства, которое столетиями хранило память о своём прошлом, в XVIII–XIX веках стало забывать о своих русских корнях. Многие стали называть себя украинцами.
Конечно, не все подчинились насилию. Закарпатская Русь тоже длительное время была частью Австро-Венгрии. А в 1937 году она находилась в составе Чехословакии. В это время встал вопрос: на русском или украинском языке вести преподавание в школах. В ходе плебисцита за преподавание на русском языке высказалось 86 процентов!
С течением времени многие русские земли вернулись в состав Российской империи. А население Галиции вынуждено было жить в отрыве от остальных русских земель, в чуждой языковой и религиозной среде. Это продолжалось вплоть до Первой мировой войны.
После Галицийской битвы и занятия Львова русской армией в 1914 году присоединение Галиции к России было воспринято, в том числе и русской частью местного населения как завершение многовекового процесса объединения Руси. К сожалению, это объединение оказалось недолгим. После окончания Первой мировой войны бывшая Галицко- Волынская Русь вновь оказалась в составе Польши. Погибла Галицкая Русь. На смену ей пришла украинская Галичина. Она-то и принесла Бабий Яр, Хатынь, Майдан…
Не пишите стихов сгоряча
Изучение взаимоотношений России и Запада известному историку нашего времени Тойнби дало основание заявить: «На протяжении всей своей истории Россия на Запад никогда не нападала, а только от него оборонялась».
Сегодня – 2014 год. На земле, которую обживали народы Руси, льётся кровь. Борьба русских, начатая семь с половиной веков назад против иноземного влияния и владычества, до сих пор не завершена. Русские в нынешней Украине вновь вынуждены обороняться. Приходится защищаться от пропаганды, даже от стихов.
«Не пишите стихов сгоряча» – эту мудрость стоит запомнить поэтам. Не взывайте и не зовите, если вы сами во власти необузданных эмоций, если не ведаете собственного прошлого. Безрассудное слово несёт беду. Оно толкает братьев к вражде. И чем ярче поэтическое слово, тем больший пожар оно разжигает».