На сегодняшний день следует признать, что в современной России все еще существует потенциальная угроза распада страны на множество квазигосударств, которые в геополитическом масштабе будут похожи на карликов. Подрывная работа геополитических соседей России не прекращается ни на минуту. В информационном и общественном поле нашей страны постоянно появляются пока еще крошечные, но очень опасные организации, под видом «размышлений» и «мнений» пропагандирующие расчленение Российской Федерации.
В этой связи разработка законопроектов, направленных на сохранение целостности России и пресечение распространения и, тем более, реализации идей о раздроблении государства, представляется крайне важной и актуальной.
Именно такую работу ведут эксперты ПВО и ПГР в рамках рабочей группы при Государственной Думе. 14 июня на круглом столе были подведены итоги работы группы за прошедший период и представлены подготовленные законопроекты.
Предлагаем вашему вниманию выступление Николая Викторовича Старикова на круглом столе, в котором речь идет о законопроекте, призванном положить конец подрывной работе сепаратистов. Также предлагаем вашему вниманию текст подготовленной экспертами рабочей группы Аналитической записки.
Скачать видеозапись:
Аналитическая записка
по результатам анализа действующего законодательства РФ
в части привлечения к ответственности за сепаратизм
В 2005 году были предприняты попытки по исключению статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», 282.1 «Организация экстремистского сообщества» и 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации» из Уголовного кодекса РФ. Данный законопроект был внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Н.В. Курьяновичем. Законопроект был отклонен и возвращен субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы (п. 114, 83) из-за отсутствия официальных отзывов Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Попытки по декриминализации уголовной ответственности в отношении сепаратистов говорят о том, что борьба по расчленению России на небольшие государства идет по всем направлениям, включая и Государственную Думу РФ. Мы видим, что через депутатов Государственной Думы РФ сепаратисты пытаются создать для себя наиболее благоприятный законодательный режим. В данных условиях необходимо внесение изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ по административным правонарушениям.
Необходим также и целый комплекс мер, направленный на обеспечение конституционного уровня национальной безопасности и, прежде всего, на нейтрализацию угрозы правового сепаратизма и его различных проявлений.
В настоящее время, согласно оценке аналитиков, на территории Российской Федерации все еще сохраняется опасность проявления сепаратистских тенденций. Основными векторами, несущими главную угрозу национальным интересам России, на данном этапе выступают:
- социально-экономические претензии регионов на полную экономическую самостоятельность и обусловленную их отдаленностью от Центра ориентированность на развитие экономических связей с прилегающими к ним зарубежным странам;
- территориальные притязания, обусловленные стремлением к перераспределению доступа соответствующих национально-этнических групп к сырьевым ресурсам и подкрепляемые историко-археологическим материалом, оправдывающим соответствующие территориальные притязания;
- национально-экологический вектор, который в настоящее время представляется менее опасным в связи с растущим осознанием того, что экологические проблемы в регионах невозможно решить без коллективных усилий и помощи со стороны Центра;
- национально-культурный и социально-политический векторы развития сепаратизма в России представляются значительно менее выраженными в настоящее время в связи с определенным удовлетворением национально-культурных потребностей и перераспределением политической власти в регионах в пользу местных относительно новых политических элит.
В настоящее время условия, способствующие разрастанию сепаратизма в России, главным образом связаны с политической и социально-экономической нестабильностью. Проявление сепаратистских тенденций в конституционно-правовой сфере Российского государства носит массовый характер, нарушая единство правового пространства государства, в конечном итоге, посягает на государственную целостность.
Действительно, в Российской Федерации, как и в любой другой классической федерации, присутствуют два законодательных уровня: федеральный (национальный) и субъектный (региональный). Законы принимаются и действуют на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Объем и сферы их компетенции разграничены в статьях 15, 71, 72 Конституции Российской Федерации. В одних случаях Конституцией определены области законодательства федерального или субъектного уровня, в других – предметы ведения, включающие в себя объекты законодательного регулирования.
Стремительное хаотическое развитие законодательства порождает множество юридических противоречий, по сути, являющихся проявлениями правового сепаратизма.
Наиболее характерно подобные тенденции проявляются в:
– нарушениях принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в конституционном, уставном законотворчестве субъектов Федерации;
– в многочисленных попытках принимать нормативно-правовые акты, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, в частности, в области регулирования прав и свобод человека, установления государственной границы, обеспечения целостности территории России;
– в противоречивой практике заключения таких Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, положения которых грубо противоречат Конституции Российской Федерации;
– в приостановлении действия Указов Президента Российской Федерации, федеральных законов и других правовых актов Российской Федерации, противоречащих интересам субъектов Федерации.
Особую обеспокоенность вызывают особенности законотворчества субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства. В качестве основных причин проявлений правового сепаратизма в указанной сфере можно указать на определенные неточности и противоречия, оказывающие влияние на проведение правовых мер в сфере обеспечения национальной безопасности России. Так, к федеральному ведению отнесены вопросы безопасности, в свою очередь Правительство РФ должно принимать меры по обеспечению безопасности государства. Далее, если обеспечение государственной безопасности – исключительное право Российской Федерации, то кадры всех правоохранительных органов могут находиться в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Подобное небрежное отношение к построению конституционных норм, касающихся обеспечения безопасности государства, создает трудности в их надлежащей детализации в федеральных законах, непосредственно регулирующих управление в данной сфере.
Названные трудности усиливаются и за счет неоднозначного понимания субъектами РФ характера такого государственного образования как Российская Федерация и своего места в нем, о чем свидетельствуют нормы конституций и уставов российских субъектов.
В обеспечении безопасности Российского государства от угрозы правового сепаратизма значительно большее внимание должно быть обращено на нормативное совершенствование федеративных отношений.
Таким образом, именно федерализм, основополагающие принципы федеративного устройства и, прежде всего, принцип верховенства федерального законодательства, являются основными объектами обеспечения конституционного уровня безопасности Российской Федерации от угрозы правового сепаратизм. При этом необходимо иметь в виду, что реальная федерация может возникнуть только в результате такой трансформации политических, экономических, социальных, этнических, религиозных и других интересов, которая убедит большинство населения в необходимости федеративного устройства нашей страны. Отсутствие такой трансформации интересов порождает угрозу самому процессу реформирования страны, ограничивая возможности формирования единого экономического, правового пространства в стране.
В плане преодоления существующих противоречий необходимо ускорить принятие ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, конкретизирующих положения Конституции Российской Федерации по развитию федерализма.
Анализ состояния законодательной базы по обеспечению безопасности федеративного устройства как основы конституционного строя Российской Федерации наглядно продемонстрировал необходимость ее усовершенствования, начиная с самого «верхнего» уровня. Таким образом, прежде всего, дополнение Конституции Российской Федерации системой норм, образующих в своем комплексном единстве институт защиты конституционного строя Российской Федерации, может благоприятствовать нейтрализации факторов, стимулирующих сепаратистские тенденции в правовом пространстве России. Однако это не исключает и издание федеральных законов, надлежащим образом регулирующих отношения в указанной сфере безопасности государства Необходим и целый комплекс ряда других мер, направленных на обеспечение конституционного уровня национальной безопасности и, прежде всего, на нейтрализацию угрозы правового сепаратизма и его различных проявлений.
Поэтому особую роль, на наш взгляд, призваны сыграть договорные отношения, процесс заключения соответствующих договоров о разделении полномочий с учетом специфики субъектов Российской Федерации. Документы такого плана подлежат экспертизе на предмет учета этнополитического фактора и обеспечения национальной безопасности России.
Серьезного внимания требует проблема учета особенностей федеративного устройства Российской Федерации в федеральных нормативно-правовых актах, регулирующих обеспечение безопасности как на уровне Федерации в целом, так и отдельных субъектов. При отсутствии указанных мер, идеи сепаратизма в данной области будут находить свою благодатную почву в ряде регионов России и явятся оправданием децентрализации, в частности, системы оперативно-розыскных ведомств.
Все вопросы, касающиеся защиты территориальной целостности государства, а также вопросы, от решения которых зависит целостность государства в экономическом, политическом, правовом, социально-культурном, экологическом и информационном отношениях, должны находиться в исключительном ведении федерации, как это и предусмотрено нормами международного права. При этом федеральная власть должна обладать правом при определенных обстоятельствах, зафиксированных в федеральной конституции, взять на себя решение любого вопроса, важного для государства и общества. Вопросы, касающиеся конституционных прав и свобод граждан, также должны регулироваться непосредственно федеральным законом.
Кроме того, федеральная власть изначально должна иметь не только право издавать законы, действующие на всей территории государства, но и обладать правом непосредственного контроля за их исполнением, а также правом, в случае необходимости, принуждать к их исполнению.
Необходимо также иметь в виду, что федеральная конституция и конституции субъектов федерации не должны предусматривать институты, которые бы создавали субъектам федерации условия для легального или фактического противопоставления себя федеральной власти. Все предлагаемые меры, направленные на противодействие угрозе правового сепаратизма и защиту основ конституционного строя России должны носить комплексный характер, причем, приоритет на данном этапе должен принадлежать именно превентивным мерам предотвращения указанной угрозы (совершенствование нормативно-правового регулирования ответственности за нарушение норм Конституции РФ и федерального законодательства, механизма согласительных процедур и т.д.).
Принципиальный сдвиг к преодолению сепаратистских тенденций требует разработки и реализации следующих программ:
- гласное размежевание нынешней государственной власти с политическими течениями, которые вели работу по разделению СССР и продолжают аналогичную работу в Российской Федерации. Надо дать историческую оценку сепаратизму как политическому средству и закрыть эту страницу;
- системный анализ проблемы и «штабная игра» с беспристрастной оценкой мотивов и ресурсов всех сил сепаратизма (и его союзников) и противостоящих им сил Российского государства и общества. Составление «карты» очагов сепаратизма в России;
- непредвзятый исторический анализ опыта (удачного и неудачного) Российской империи и СССР по нейтрализации, подавлению и духовному разоружению сепаратизма;
- кампания по подрыву легитимности сепаратизма всех видов в соответствующих «группах риска» российского общества и влиятельных кругах мирового общественного мнения. Создание для этой цели временного коллектива экспертов, творческих и технических работников СМИ, действующего в рамках программно-целевого управления – с оценкой их программ и действий независимыми экспертами;
- подготовка и издание видео-лекций для «ликбеза» по проблемам этнологии, межэтнического общежития, национально-государственного устройства России (и альтернативных моделей), межэтническим конфликтам и сепаратизму. Проведение в регионах учебы государственных чиновников и работников СМИ, связанных с этими проблемами, а затем учебных сборов (совещаний) чиновников высшего звена с участием научного эксперта;
- разработка доктрины информационной войны с сепаратистами в условиях свободы слова, отсутствия цензуры и неэффективности авторитарных методов управления. Отбор мотивированных и способных гуманитариев и журналистов и организация коллектива для ведения контрпропаганды с параллельным обучением и ведением исследовательской работы;
- разработка чрезвычайной программы оздоровления и модернизации социально-экономической обстановки в депрессивных регионах проживания нерусских народов. Создание на внеидеологической основе новых производственных систем с рабочими местами, адекватными культурным и ресурсным условиям регионов. Создание государственной системы оргнабора рабочей силы и декриминализация анклавных рынков труда этнических мигрантов. Программа подготовки отборной части гуманитарной этнической интеллигенции в лучших вузах России;
- общественный диалог представителей верховной власти России в регионах о желаемом «образе будущего» многонациональной России и соответствующей коррекции курса реформ на местах.
В истории России политика отделенчества уже находила свою реализацию в принятии различного рода заявлений, деклараций и иных документов, касающихся обособления и притязаний на полную независимость от центра. Иногда увлечение самостоятельностью доходило до крайностей. Сразу вспоминается проект Росселя о создании Уральской республики. Свежа память о том, как некоторые жители Ивангорода собирали подписи за присоединение к Эстонии. Не забыть и о таких же действиях тех жителей Курил, которые мечтали о вхождении в состав Страны восходящего солнца.
Сегодня в Интернете можно обнаружить немалое количество сепаратистских движений, которые намерены осуществить развал страны под благовидными предлогами. Главными центрами сепаратизма в современной России эксперты называют Чечню и Дагестан. Помимо северокавказских республик сепаратистские настроения распространены в Туве, Татарстане, Башкортостане, Саха (Якутии), Бурятии, а также в некоторых преимущественно русских регионах (Калининградская область, Приморский край). Всего в России выделяют от 31 до 75 точек этнотерриториальных напряжений.
Существующее законодательство РФ, в частности Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ по административным правонарушениям не решают проблему по пресечению. Отчасти решение этой проблемы осуществляется статьями УК РФ 279 «Вооруженный мятеж; 280 «Публичные призывы к совершению преступлений против государственной и общественной безопасности», 282.2 «Организация деятельности экстремисткой организации». В КоАП РФ существует статья 20.3 «Незаконные действия в отношении экстремистских материалов».
Юридический анализ вышеперечисленных статьей свидетельствует о том, что привлечение сепаратистов к уголовной и административной ответственности на основе существующих законов и действующих в них статьях крайне затруднителен, фактически невозможен, т.к. эти законы борются со следствием, а не с причиной.
Существующий УК РФ реагирует, привлекая к ответственности, только за активные действия, которые могут осуществить сепаратисты, например, вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ) сепаратистами по захвату власти в отельном регионе и его отделении от России. В этом случае сепаратисты будут привлечены к уголовной ответственности только лишь за вооружённый мятеж. Привлечение к уголовной ответственности сепаратистов по другим статьям УК РФ оставит за скобками их призывы к отделению части территории от России. Как видим, на сегодня, в Уголовном кодексе РФ нет статьи или ряда статей, по которым можно было бы привлечь к уголовной ответственности за сепаратизм, за публичное высказывание за отделение региона от России, за распространение идей сепаратизма в СМИ, Интернете, при проведении публичных мероприятий по распространению идей сепаратизма. Отсутствие инструмента по лечению болезни под названием сепаратизм ведет к созданию потенциальной возможности распространения «раковой опухоли» по телу всей страны. Стоит помнить высказывание персонажа книги Булгакова, профессора Преображенского: «Разруха не в клозетах, а в головах!»
Настал момент, когда необходимо предпринять меры по сохранению территориальной целостности России, а также по пресечению распространения идей сепаратизма в различных формах на просторах СМИ, Интернета, в ходе псевдонаучных семинаров и симпозиумов, а также культурно-исторических мероприятий и выставок.
Решение существующей проблемы сепаратизма должно начаться с изменения законодательства РФ. Необходимо внести изменения в Уголовный кодекс РФ, добавив новые статьи, которые будут предусматривать уголовную ответственность за распространение идей сепаратизма, за высказывания по отделению территории от государства Россия, за отрицание сохранения территориальной целостности России, за создание сепаратистских организаций и общественных движений.
Также необходимо провести комплексное изменение действующего законодательства РФ, внеся дополнения и изменения в целый ряд законов России, в частности в КоАП РФ, в закон о СМИ, в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в закон «О безопасности», в закон «О противодействии терроризму», в закон «О противодействии экстремистской деятельности», в закон «О чрезвычайном положении». Данные изменения позволят выключить из общественной жизни идеи сепаратизма, которые продвигают под видом борьбы со всем плохим за все хорошее.
Кроме того, необходимо разработать законопроект с рабочим названием «О противодействии сепаратисткой деятельности». Принятие данного конституционного закона позволит в рамках правового поля пресекать сепаратистскую деятельность. В этом законе необходимо дать определение сепаратизму, видам сепаратизма, признание организаций и общественных движений сепаратистками организациями. Это позволит привлечь к ответственности граждан, организации и должностных лиц за осуществление сепаратисткой деятельности, а также СМИ за распространение сепаратистских материалов и осуществление сепаратисткой деятельности.
Страны «демократического лагеря» давно обезопасили себя, введя уголовную ответственность практически за любые попытки поставить под сомнение их территориальную целостность. В этом вопросе нам необходимо сократить отставание. Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Российской Федерации, должно караться по всей строгости закона, который должен быть принять в будущем.
P.S. Одним из решений круглого стола является подготовка к осенней сессии Госдумы
проекта законопроект «О внесении новых статей 282-3, 282-4 Уголовного кодекса РФ и статьи 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменений в статьи 279, 280, 282-2 Уголовного кодекса РФ, статью 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Работа не останавливается, чтобы сепаратисты в России чувствовали себя крайне уязвимо и за высказывание «мнения» о неизбежности распада России в публичной сфере, отправлялись немного проветриться на свежем воздухе Сибири или Урала, которые им так хочется отделить от нашей страны.